Это новая волна киноискусства, популярность которой с каждым днем растет все больше. И нам есть, чему поучиться у КНР.
Сяньса - жанр китайского фэнтези, созданный под влиянием китайской мифологии, даосизма, китайских боевых искусств, традиционной китайской медицины и других элементов культуры Китая. Жанр появился еще в 80-ых годах, однако, сейчас он достиг пика популярности. Актеры китайских дорам сейчас у всех на слуху, они становятся амбассадорами Versace, Gucci, LOEWE, Louis Vuitton или Сhanel. Чжан Линхе, Бай Лу, Ло Юньси, Ван Ибо, Дилан Ван, Ян Цзы и многие другие. И секрет популярности довольно прост. В КНР создают прекрасные сказки с многогранными персонажами, углубляясь в культурные традиции. Сяньса дорамы - это волшебный мир эстетики, где очень бережливое отношение к мифологии, нравственным ценностям и философии даосизма. И в этом плане кинопроизводство Китая совершило некий прорыв. Они научились создавать "мыльные оперы", не экономя на съемочном процессе. Костюмы, декорации, компьютерная графика, операторское мастерство, работа художников и т.д. ничем не хуже, чем в "Игре престолов". А ведь ежегодно там снимают около 400 сериалов, веб и мини-дорам. С учетом того, что добрая сотня - по 40 серий с хронометражом в 45-50 минут. Китай по праву сейчас занимает первое место в мире по годовому выпуску сериалов.
Напомню, в основу большинства сяньса-дорам входят народные сказки и мифология Китая. Что удивительно, они зачастую перекликаются и с русскими. У них есть русалки, свои Кащеи Бессмертные (демоны), Змеи Горынычи, Бабы Яги, Василисы Прекрасные или Садко. Просто называются иначе, но функционал у них весьма схож. В принципе можно посмотреть, как могли бы выглядеть русские сказочные или мифические персонажи, если бы с ними снимали сяньса.
Например, в сяньса дораме "Бесконечная тоска в разлуке" есть свой Девятиглавый змей Сян Лю. Крайне неоднозначный персонаж. Злодей, которого долгое время держали в рабстве, а потом его спасли. И из-за верности своему спасителю он обязан регулярно воевать, жертвуя собственным счастьем. Ну и, конечно, периодически спасать иных персонажей от неминуемой гибели, чтобы в конце отдать свою жизнь в жертву призрачным идеалам.
У нас бы таким персонажем мог стать Змей Горыныч. Который на самом деле не совсем дракон и не совсем треглавый. В сказках чаще всего фигурирует, как отрицательный персонаж, похищающий невинных девушек. В славянской же мифологии Змей Горыныч - это змей, который живёт обычно в горах, нередко у огненной реки, которая отделяет мир мертвых от мира живых, и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых. Многоголовость Змея — непременная его черта. Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 или 12, но также бывает 5 или 7. Чаще всего Змей предстаёт трёхглавым. Между тем, помня о том, что почти все сказочные персонажи вполне могут приобретать человеческий вид, Горыныч, скорее всего, мог бы предстать мужчиной. И не обязательно отрицательным персонажем. По факту похищал ли он женщин? Или они попадали в загробный мир, умерев по независимым от него причинам? Между прочим, в древнегреческой, китайской и иных мифологиях разных народов, явление достаточно частое, когда героиня умирает, а главный герой идет спасать ее из загробного мира. Помните историю про Орфея и Эвридику? Так вот, наши богатыри, скорее всего, шли по проторенной сюжетной дорожке. И, если посмотреть на историю в этом ракурсе, то Горыныч просто выполнять свою функцию сторожа, не имея каких-либо злодейских или вредительских помыслов. Если бы он стал героем сяньса дорамы, то, скорее всего, он раньше был каким-нибудь, горным змеем, который совершенствовался, обрел человеческий вид, много страдал, потом его спас Кащей Бессмертный и стал он стал ему преданно служить. При этом, характер у Змея Горыныча мог бы быть каким угодно, а не таким плоским и однобоким, как его чаще всего изображают. Более того, он мог бы влюбиться в одну из мертвых дев, например, и даже самостоятельно попытаться его спасти.
Рефы змей и драконов из других дорам.
Кстати, иногда змея может стать главной героиней. Это ящерки или змеи, способные обращаться в девушек. Таких примеров в дорам полно. В нашей же культуре есть Хозяйка медной горы из "Малахитовой шкатулки". Персонаж легенд уральских горняков, мифический образ духа-хозяйки Уральских гор.
Хозяйка Медной горы предстаёт в образе прекрасной зеленоглазой женщины с косой и лентами из тонкой позвякивающей меди, в платье из "шёлкового малахита", а порой — в виде ящерицы в короне. Внешность Хозяйки представлена антропоморфной, нулевоморфной и гибридной ипостасями.
Так у нас выглядела Хозяйка в фильме "Каменный цветок".
Так выглядят змеи -девушки в китайских дорамах.
Очень импонирует, как в сказочных историях китайцы подходят к созданию костюмов, декораций и деталей. Все очень продумано, поэтому персонажи выглядят настоящими. Не фарфоровые куклы, у которых за душой ничего, кроме четкой прописанной истории, в рамках которой их герои существуют. У них есть своя мотивация, свой характер, своя жизненная история. И она обязательно находит отражение в костюмах, в деталях и обстановке вокруг. Поэтому у них персонажи не похожи на других подобных, они уникальные. А у нас, например, когда смотришь исторические сериалы или сказки, то невольно ловишь себя на мысли, что костюмы-то уже поношенные, бедненькие и скромненькие, которые уже замозолили глаза в других проектах. Я понимаю, реальность такова, что кинопроизводство - удовольствие дорогое. Однако, всегда можно найти на чем сэкономить. Достаточно урезать баснословные гонорары на замыленных актеров или заменить часть павильонных декораций хромакеем, как это делают китайцы. Будет ничем не хуже. Но главное, это попытка передать историю сказочных героев не однобоко, где зло является абсолютным, а свежо и оригинально. Ведь сказки и фольклор не обязательно должны быть устаревшими, они вполне могут соответствовать стандартам сегодняшнего времени, чтобы дети и молодежь смотрели их с удовольствием и принимали весь культурный опыт, который в них содержится. Ведь сказки учат. Герои в них борются со злом (порой, побеждая самого главного злодея внутри себя), говорят о нравственности, о смерти и о том, что жизнь дается для собственного духовного развития: "сегодня мы должны стать чуточку лучше, чем вчера". Ну и самое главное, они и есть золотой пласт культуры, которую нам также нужно научиться бережно хранить и воспевать, показывать эстетически красиво. Это могло бы популяризировать кинопроизводство детских сказок и вывести его на новый уровень. Ведь и у нас истории, которые нужно показывать так, чтобы это было свежо и интересно.
Эта статья будет в нескольких частях в рамках подготовки к лекции по теме "Китайские сянься дорамы, как пример альтернативной визуализации русских сказок".