Производство пластика началось в 1954 году, и с тех пор его мировое производство увеличилось в 211 раз, достигнув 359 миллионов тонн в 2018 году. Только 9% пластика идет на переработку, 12% сжигается, а 79% попадает на свалки или просто в леса, поля и реки. Каждый год около 10 миллионов тонн пластика попадает в море, образуя пять больших воронок в океанах, где скапливается пластиковый мусор. Пластик в океане опасен не только для его обитателей, но и для людей, так как под воздействием ультрафиолета он распадается на мелкие частицы, которые могут быть токсичными.
Исследование Плимутского университета показало, что пластик был обнаружен в трети всей рыбы, выловленной в Великобритании. Вместе с рыбой частицы пластика могут попасть в организм человека.
Загрязнение океана пластиком также оказывает негативное влияние на экономику. Ежегодные экономические потери из-за морского пластика оцениваются в 6-19 миллиардов долларов. Пластиковый мусор в океане негативно сказывается на туризме, рыболовстве, водном спорте. Деньги тратятся на постоянную очистку прибрежной линии. И эти расходы не учитывают воздействие на здоровье человека и морскую экосистему.
Основной источник пластика в океане – реки, поэтому наиболее эффективно было бы "перекрыть кран", то есть ловить пластик уже в реках, чтобы остановить или хотя бы замедлить загрязнение океана. Карта рек, которые несут пластик в океан →
В Нидерландах существует экологическая организация Ocean Cleanup, которая занимается проблемой загрязнения морей пластиком. Согласно её исследованиям, 80% загрязнения океана происходит через тысячу крупных городских рек. Остальные 20% мусора поступают от 30 тысяч малых рек. Ocean Cleanup поставила перед собой задачу на ближайшие пять лет внедрить свою систему сбора мусора на тысячу рек, которые являются основными источниками загрязнения океана. Для этого была разработана технология "Перехватчик".
"Перехватчик" - это судно, предназначенное для сбора пластикового мусора из рек. Оно оснащено барьером, конвейерной лентой, челноком и мусорными контейнерами. Судно работает автономно, используя солнечную энергию для питания всей электроники, включая конвейерную ленту, челнок, фонари, датчики и приборы передачи данных.
Место установки "Перехватчика" выбирается исходя из скорости потока, ширины реки, движения пластика, близости к дельте и других факторов, чтобы обеспечить наиболее эффективный сбор мусора. Если на реке нет естественной "горячей линии" хода пластика, используется верхний барьер, который создает искусственный путь для мусора. Пластик, двигаясь по этому пути, попадает в карман "Перехватчика".
Мусор, попавший в карман, перемещается на конвейерную ленту, а вода свободно течет дальше. Лента доставляет отходы в челнок, который автоматически распределяет их по шести контейнерам. Контейнеры загружаются равномерно, пока не заполнятся полностью. Датчики на контейнерах сигнализируют, когда они близки к заполнению, после чего отправляется текстовое сообщение местным операторам.
Операторы на отдельном судне забирают баржу с контейнерами, перевозят ее на берег реки, опорожняют контейнеры и отправляют мусор на местные заводы по переработке и утилизации отходов. После этого баржа возвращается на "Перехватчик".
Организация Ocean Cleanup ведет переговоры с властями городов, где расположены самые загрязненные реки. В развивающихся странах финансирование работы "Перехватчика" может осуществляться за счет пожертвований, но необходимо договориться с властями и организовать работу местных операторов. В настоящее время постоянно функционируют всего два "Перехватчика": один в Джакарте (Индонезия) и другой на реке Кланг, протекающей через Куала-Лумпур (Малайзия).
Первый прототип "Перехватчика" работает на сливном канале в Джакарте.
Второй "Перехватчик" функционирует на реке Кланг в малайзийском штате Селангор. Река Кланг входит в топ-50 самых загрязненных пластиком рек мира. Местные власти уже используют собственные барьеры на реке, но рассматривают возможность развертывания большего количества "Перехватчиков".
«Чтобы по-настоящему очистить океаны от пластика, нам нужно как почистить наследие, так и закрыть кран на реках, не допуская попадания большего количества пластика в океаны. Сочетая нашу технологию очистки океана с Interceptor, теперь существуют решения для решения обеих сторон уравнения», - говорит Боян Слат (Boyan Slat), основатель и генеральный директор The Ocean Cleanup.