Найти тему
Искусство на Века

Казимир Малевич «Супрематизм»

Супрематизм оказал значительное влияние на развитие современного искусства и стал основой для создания новых художественных направлений, таких как абстракционизм и концептуализм.

Малевич К.С. «Автопортрет», Эскиз фресковой живописи. 1907 г.
Малевич К.С. «Автопортрет», Эскиз фресковой живописи. 1907 г.

Супрематизм (от лат. Supremus — наивысший) — авангардное художественное направление, созданное Казимиром Малевичем в середине 1910-х годов. Казимир Малевич был художником-авангардистом российского и советского происхождения с польскими корнями, педагогом, теоретиком и философом искусства. Картина «Чёрный Квадрат», созданная в 1915 году, стала символом супрематизма и вызвала значительный резонанс в мире искусства. По мнению художника, для этого направления визуальные явления объективного мира представляются бессмысленными, а самым главным является чистое чувство.

Малевич К.С. «Чёрный Квадрат». 1913 г.
Малевич К.С. «Чёрный Квадрат». 1913 г.

Супрематизм, разработанный Малевичем, представляет собой искусство без каких-либо конкретных объектов или изображений. Этот стиль отличается использованием чистых геометрических форм, ярких цветов и абстракции. В отличие от кубизма, где геометрические фигуры раскладываются на реальные объекты, в супрематизме цвета и формы существуют независимо от внешнего мира, погружаясь в абстрактное пространство.

Название «супрематизм» происходит от польского слова «Супрематия», что означает главенство и превосходство главного цвета над остальными элементами художественного произведения. Вскоре вокруг Малевича сплотились единомышленники, образовав творческую группу «Супремус», куда вошли Иван Пуни, Иван Клюн, Михаил Меньков, Алексей Крученых, Ольга Розанова, Любовь Попова, Александра Экстер и другие.

В декабре 1915 года в художественном бюро Надежды Добычиной на Марсовом поле в Петрограде прошла «Последняя футуристическая выставка картин 0,10» (ноль-десять), ставшая по сути первой экспозицией картин, созданных в стиле супрематизма. Малевич создал для этой выставки 39 работ, которые сам развесил в зале, создав своеобразную метакомпозицию. Картина «Черный квадрат» заняла место в «красном углу», где православные размещали иконы. Экспозицию сопровождал манифест Казимира Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму Новый живописный реализм», изданная Михаилом Матюшиным. В своем манифесте он утверждал, что искусство должно освободиться от внешних предметов и изображений, стремясь к абсолютной чистоте и универсальности формы и цвета.

Творчество Малевича включало также работы в стиле импрессионизм.

Малевич К.С. «Читающая женщина». 1906 г.
Малевич К.С. «Читающая женщина». 1906 г.

В его художественном становлении был период, когда он осмысливал образы крестьян и воплощал их на полотне. Полотно «Жница» — это первая крестьянская серия, художник как раз работал над ней в начале 1910-х. Картины написаны в стиле неопримитивизма. Фигура женщины специально увеличена, написана максимально просто и отсутствует перспектива. Также в этом стиле созданы работы «Косарь», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Уборка ржи».

 Малевич К.С. «Жница». 1912 г.
Малевич К.С. «Жница». 1912 г.
Малевич К.С. «Уборка ржи». 1912 г.
Малевич К.С. «Уборка ржи». 1912 г.

Вскоре художник перешел к кубофутуризму и силуэты персонажей стал изображать геометрическими фигурами. Среди этого стиля знаменитые картины «Жатва», «Голова крестьянина», «Крестьянин».

Малевич К. С. «Жатва», Эскиз к картине. 1928–1929 гг.
Малевич К. С. «Жатва», Эскиз к картине. 1928–1929 гг.

Однако его беспредметные работы такие как «Летящий аэроплан», «Черный квадрат» и «Красный квадрат» широко известны людям.

Малевич К. С. «Летящий аэроплан». 1915 г.
Малевич К. С. «Летящий аэроплан». 1915 г.
Малевич К. С. «Красный квадрат» (Живописный реализм крестьянки в двух измерениях). 1915 г.
Малевич К. С. «Красный квадрат» (Живописный реализм крестьянки в двух измерениях). 1915 г.

Сейчас можно говорить, что супрематизм оказал значительное влияние на развитие современного искусства. Он вдохновил многих художников и стал основой для создания новых художественных направлений, таких как абстракционизм и концептуализм. Своей строгостью, минимализмом и поиском абсолютной истины супрематизм продолжает вдохновлять и вызывать интерес у любителей искусства по всему миру. Супрематизм продолжает оставаться актуальным и важным направлением в искусстве, продолжая вносить свой вклад в визуальное мышление и художественное творчество.

С любовью, «Искусство на Века»

P.S. Подписывайтесь на наш телеграмм канал «Искусство на Века»