Найти в Дзене
Читай, понимай

«Идеальные дни» – это чистить туалеты и жить в одиночестве?

«Идеальные дни» – фильм немецкого режиссера Вима Вендерса, который по уши влюблен в Японию и, кажется, идеально передает атмосферу современного Токио с его высокими технологиями, ностальгирующего по аналоговой эпохе.

Фильм исследует экзистенциальные вопросы о поиске человеком смысла своей жизни, собственной идентичности и своего места в этой холодной безразличной вселенной. Главный герой фильма Хираяма, кажется, нашел этот смысл и наслаждается каждым днем своей жизни так, будто день этот идеальный, единственный и неповторимый. Его одиночество – настоящее произведение искусства. Но в его глазах такая бездонная тоска, немой вопрос, отчаяние, при этом нежность, принятие и любовь. Он будто идеально вписался в этот мир, но будто отчужден от него, сам по себе. В глазах Хираямы застыла боль. И режиссер практически не дает нам подсказок, чтобы разгадать, что же за трагедия кроется в глубинах души героя. Может быть, он намекает на то, что прошлое не важно, а важно то, что сейчас?

-2

Медитативный темп повествования позволяет в полной мере насладиться пейзажами Токио и погрузиться в атмосферу ностальгии по бумажным книгам, кассетным проигрывателям, пленочным фотоаппаратам. Уютный и прекрасный мирок, куда можно нырнуть, созерцать прекрасное, открыть свое сердце вопросам, которые старательно стараемся не замечать, и все бежим-бежим в своих беличьих колесах. А потом вынырнуть пережившими встречу со своим главным страхом и ставшими уже чуть более взрослыми.

-3

У меня фильм вызвал противоречивые эмоции: умиротворение здесь идет рука об руку с обреченностью, нежность соседствует с чувством одиночества в толпе. Он хранит воспоминания каждого из нас, смирение перед бессилием изменить что-то в прошлом, тревоги о будущем, умиротворение в настоящем.

Фильм рассказывает слишком много, и почти всё – без слов. Но в одной фразе заключается мировоззрение главного героя, которое, похоже, помогает ему делать свои дни идеальными:

Сейчас – это сейчас, потом – это потом.

Нам всем, современным людям, не хватает контакта с собой, с реальностью, с настоящим. Мы мыслями всегда где-то не здесь: перебираем ошибки прошлого со словами «надо было…» или пытаемся предугадать будущее, чтобы стало не так тревожно. После просмотра появляется желание широко распахнуть глаза и сердце, посмотреть в лицо своим самым зловещим страхам, оглянуться вокруг и задаться вопросом: «Как сделать бесценные дни моей единственной жизни идеальными уже сейчас?»

Больше размышлений и мемчики в ТГ-канале «Филе тудака»