Публикуем обещанный перевод эссе Фазлуна Халида «Ислам и окружающая среда», написанного для 5 тома «Энциклопедии глобальных изменений окружающей среды» (Encyclopedia of Global Environmental Change), составленного под редакцией Питера Тиммермана – доцента факультета экологических исследований Йоркского университета в Торонто.
Часто отмечается, что Ислам нельзя назвать обычной религией и что он предписывает образ жизни, выходящий за рамки исполнения ритуалов. Слово "религия" (араб.: دين, ром.: dīn, рус.: дин) встречается в Коране 90 раз, часто в контекстах, которые выводят его за рамки чисто ритуального. По сути, дин описывает комплексный кодекс поведения, который касается как личной гигиены, с одной стороны смыслового диапазона, так и наших отношений с природным порядком — с другой. Он обеспечивает целостный подход к существованию, не проводя различий между священным и мирским (sacred and the secular), а также не делая различий между миром людей и миром природы.
Однако в настоящее время этот исламский способ самовыражения сильно ослаб, будучи отброшенным силами истории, как и другие более древние традиции, в область, которая рассматривает мир природы исключительно как ресурс, пригодный для эксплуатации. По мере развития того, что мы сейчас понимаем под модерном, по мере того, как светская этика постепенно проникала в сознание мусульман, а промышленное развитие, экономические показатели и потребительство становились определяющими параметрами общества, происходила соответствующая эрозия мусульманского восприятия целостного (holistic) и угасание понимания священной связи между человеческим сообществом и остальной частью природного порядка:
«Воистину, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей, но большинство людей не знает этого...» (Коран, 40:57).
По этим и другим причинам мусульмане в разных частях мира в последнее время стремятся обратить вспять эти тенденции путем восстановления исламского управления (Islamic governance), основанного на исламском кодексе, известном как Шариат. В его матрицу глубоко встроены подробные и порой сложные правила, которые закладывают основу исламской экологической практики. Исламская юриспруденция содержит правила, касающиеся сохранения и распределения дефицитных водных ресурсов; правила сохранения земель со специальными зонами дифференцированного использования; в нем действуют особые правила создания пастбищных угодий, водно-болотных угодий, зеленых поясов, а также защиты и сохранения дикой природы. Бóльшая часть традиционных институтов и законов, связанных с рациональной природоохранной практикой в Исламе, сегодня уже не используется.
Хотя к восстановлению исламского управления стремится все бóльшее число мусульман, среди них растет движение, возглавляемое такими мыслителями, как Сейид Хоссейн Наср (Seyed Hossein Nasr). Они ставят на первое место работу с трудноразрешимыми проблемами, которые человечество создает себе само, чрезмерно эксплуатируя и разрушая планету. Сейиду Хоссейну Насру принадлежит заслуга в том, что он практически единолично возродил в сознании не только мусульман, но и приверженцев других традиций то измерение, которое мы привыкли называть верой и природой. Его первым изложением этой темы стала серия лекций, прочитанных в мае 1966 года по приглашению Чикагского университета, которые впоследствии были опубликованы (Hossein, 1968). С тех пор он много писал на эту тему (см. например, Hossein, 1996). Для мусульман этот кризис требует новой оценки учения Ислама и его практики в условиях нынешнего глобализованного порядка.
Краткий обзор основ
Ислам – это название религии, обсуждаемой в этом материале. Мусульманин – это последователь Ислама. Слово "ислам" буквально означает "покорность" или "капитуляция", а мусульманин – это тот, кто подчиняет свою волю Воле Бога. Мусульманской считается страна, в которой большинство населения исповедует Ислам – таких стран в мире насчитывается около 60.
Корни исламской экологической практики лежат в Коране и руководстве (Сунне) Пророка Мухаммада ﷺ. Пророк Мухаммад ﷺ – Пророк Ислама, которого мусульмане обычно называют Посланником Бога (РасулюЛлах). Он родился в 570 году нашей эры в Мекке и умер в 632 году в Медине (на территории современной Саудовской Аравии). На протяжении веков исламская практика разрабатывалась целым рядом ученых и юристов в ответ на реальные проблемы, с которыми сталкивается растущее сообщество мусульман в различных частях мира.
Исламское мировоззрение основано на вере в существование Всемогущего Творца – Аллаха. Мусульмане узнают из Корана, что Бог сотворил Вселенную и каждый отдельный атом и молекулу, которые в ней содержатся, и что законы творения включают в себя элементы порядка, равновесия и пропорции:
«Он сотворил всякую вещь и придал ей соразмерную меру...» (Коран, 25:2),
и:
«Он – Тот, Кто даровал Солнцу сияние, а Луне – свет. Он установил для нее фазы <...>. Сотворил Аллах это только по истине [с мудростью]. Он разъясняет Свои знамения для людей знающих...» (Коран, 10:5).
То, что можно назвать исламским вероучением, имеет три аспекта. Первый – это основная система ценностей, устанавливаемая Исламом, которая является самим Исламом и в данном контексте понимается как покорность. Второй – вера (иман) и третий – хорошее личное поведение (ихсан), традиционно описываемое как праведность или благочестие.
Ислам, в его глагольном смысле, выражается в том, что обычно называют пятью столпами. Первый из них – это состоящая из двух частей декларация (шахада), свидетельствующая о том, что нет бога, кроме Бога, и что Мухаммад – Посланник Бога; второй – совершение пяти ежедневных молитв (салят); третий – ежегодная выплата специального налога (закят), [распространяющегося на владельцев определённого количества средств и имущества]; четвертый – пост в месяц Рамадан (саум); пятый – паломничество (хадж) в Мекку хотя бы раз в жизни для тех, у кого есть для этого возможность.
Пророк Мухаммад описывал иман как знание сердцем, высказывание языком и выражение телом. Это требует исповедания веры в Бога, Его ангелов, Его Священные Книги, Его Посланников, Судный День и признания того, что жизнь во всех ее проявлениях исходит из Божественного источника (Предопределение).
Ихсан описывается как поклонение Аллаху так, как будто вы видите Его, зная, что даже если вы не видите Его, Он видит вас. Это выходит далеко за рамки ритуальных молитв; каждое благое действие, совершаемое верующим, рассматривается как акт поклонения. Мусульмане обычно выражают это как совершение деяний, угодных Аллаху, который всегда присутствует и всё зрит.
Взятая в целом, какой она должна быть, забота о планете Земля – нашем единственном доме – интегрирована в рамки этой системы ценностей. Это ежедневная забота мусульманина, о которой Коран напоминает ему, говоря:
«Мы ничего не упустили из Книги...» (Коран, 6:38),
и:
«Он сказал: «Господь наш – Тот, Кто придаёт облик всякой вещи, а затем направляет её»...» (Коран, 20:50).
Теперь мы рассмотрим то, как это отражается в повседневной жизни.
Источник
Опубликовано: muslimlife.info
Продолжение следует, ин шаа Аллах...
Читать также:
Хаджи Фазлун Халид – основатель «Исламского фонда экологии и наук об окружающей среде»
Когда Земля выступит против нас: Экологическая этика в Исламе
Почему важно правильно утилизировать батарейки?
Мы в соцсетях:
Facebook
Telegram
Instagram
Youtube
VK