3,8K подписчиков

Что есть Некромантия в мире Толкина?

В Арде существовали тёмные, запретные знания и умения (иначе называемые моргул), полученные от Моргота и его слуг. Некромантия – это колдовство, которое имело дело с тонким миром теней и духами. Впрочем, сам по себе этот вид магического искусства не является злым или добрым, всё зависит от намерения того, кто его использует. Потому общение с умершими не обязательно является злом, но его использование в злых целях - как раз наоборот. Таковое и есть некромантия, которая, как и любое тёмное искусство, была использована Тёмными Властелинами и их слугами для разрушения, развращения и обмана.

Иллюстрация взята из открытых источников.
Иллюстрация взята из открытых источников.

Самый явный пример подобных практик - это умения Саурона, который некоторое время в Средиземье был известен как Некромант.

«Саурон к тому времени стал великим чародеем, наделенным страшною властью, владыкой теней и призраков: мудрость его оборачивалась гнусностью, и сила – жестокостью; обезображивал он все, к чему бы ни прикоснулся, искажал все, чем правил; то был повелитель волколаков, исчадие зла, обрекающий свои жертвы на пытку и муку».
(c) Сильмариллион. Глава 18. О гибели Белерианда и смерти Финголфина.
«Это была тень Саурона и знак его возвращения. Ибо, придя с пустошей на востоке, он поселился на юге леса, и медленно он рос и снова принял физическое обличие. На темном холме он основал свое жилище и окружил его своим колдовством; и все народы боялись Колдуна (Чародея) из Дол Гулдура, но всё же они не знали ещё, насколько велика была опасность, им грозившая».
(c) Сильмариллион. О Кольцах Власти и Третьей Эпохе.

В различных текстах Саурон не только практиковал искусство колдовства и некромантии, но и обучал этому своих последователей. Например, будучи невоплощенным, умел изгонять fëa из тела или же мог подчинить себе волю и тело живущего в том случае, если ему удалось связать себя с ним дружественными отношениями. Развоплощенные эльфийские души, отвергнувшие Зов Мандоса и подпавшие под коварное влияние Саурона, он обучал технике захвата чужого тела, как и, собственно, своих слуг в лице невоплощенных умайар. Также они могли овладевать живыми телами посредством вторжения - одержимости, независимо от того, изгоняли ли они родной дух из тела или нет, а в некоторых случаях им даже не нужно было покидать для этого свои собственные тела.

«Что же касается судьбы прочих эльфов, особенно Темных, которые не приняли призыва в Аман, то эльдар мало знают об этом. (…) Среди тех, кто отверг призыв (или, скорее, ?приглашение?) Валар в Аман в начале времени эльфов, отказ повиноваться призыву Мандоса и Чертогов Ожидания, как рассказывают эльфы, не редкость. Более редки были отказы от него в древние времена, пока Моргот был в Арде или его слуга Саурон после него, ибо тогда фэа развоплощенная бежала бы от страха Тени в любое убежище - разве что она полностью вверилась бы Тьме и ушла бы в ее царство. Подобным образом те из эльдар, кто был развращен, отвергали призыв, и потому у них было мало сил, чтобы противиться зову Моргота. Но может показаться, что в последующие дни становилось все больше и больше эльфов, будь они из Эльдалиэ или из другого народа, которые остались в Средиземье и теперь отвергают призыв Мандоса, и бродят бездомными по миру*, не желая покинуть его и бессильные жить в нем, ища убежища среди деревьев, источников или потайных мест, которые они некогда знали. Не все из них добры и незапятнаны Тенью. На самом деле отказ последовать призыву есть сам по себе знак порчи». (…) «А потому глупо и опасно - кроме того, это неправедное деяние по праву запрещено Правителями Арды, - искать Живущему общения с Развоплощенным, хотя бездомный дух может желать этого, особенно самые недостойные среди них. Ибо бродящий по миру Развоплощенный - это тот, кто по меньшей мере отказался от врат в жизнь и которому остались лишь сожаление и жалость к себе. Некоторые из них исполнены горести, обиды и зависти. Некоторые были порабощены Темным Властелином и продолжают его работу, хотя самого его нет. Они не скажут правды или мудрости. Взывать к ним - безумие. Пытаться подчинить их и сделать слугами чьей-то воли - зло. Оно идет от Моргота, а некроманты - слуги Саурона, его слуги. Некоторые говорят, что Бездомные желают обрести тела, хотя они и не вольны сделать это законно, доверившись правосудию Мандоса. Те из них, которые нечисты, если могут, добывают себе тела незаконно. Потому общение с ними опасно не только из-за обманчивых иллюзий и лжи, оно таит в себе опасность уничтожения. Ибо один из жаждущих Бездомных, принятый в друзья Живущим, может попытаться изгнать фэа из ее тела, и в поединке овладеть телом, возможно, серьезно повредив ему, - если законный обитатель не отстоит его. Еще Бездомный может просить приюта, и если обретет его, попробует поработить его хозяина и подчинить себе его волю и тело ради своих целей. Говорят, что Саурон делал такое и учил своих последователей, как добиваться этого».
(c) История Средиземья. Том 10. Кольцо Моргота. Часть 3. Законы и обычаи Эльдар.
Art by Narfil Palùrfalas.
Art by Narfil Palùrfalas.
«Квэнди никогда не были "падшими", в том же смысле, что и люди. Будучи "искажёнными" Тенью, они могли совершать дурные поступки, но они никогда не отвергали Эру и не поклонялись Мэлькору (или Саурону) ни поодиночке, ни целым народом. Хотя вполне возможно, что в отдалённом прошлом некоторые квэнди были подчинены или совращены Мэлькором, но если это и так, то они оставляли квэндийское общество. Эльдар же никогда, даже в единичном случае, не отвергали Эру ни словом, ни верой».
(c) Природа Средиземья. Часть 1. Введение. Глава 6. Пробуждение Квэнди.

Более того, подобные практики вполне могут переплетаться с концепцией происхождения орков.

«<...> Потому уход фэа – это потрясение для тела; и почти всегда, за исключением редких случаев, это приводит к разрушению тела, так что оно начинает разлагаться. Потому покинутое тело не может с легкостью прокормить себя на манер животного; ибо вопросы пропитания (как и все остальное) долго решала фэа и достигала она этого способами, недоступными просто телу; простые животные чувства были притуплены, таким образом тело без фэа менее умело, чем обычное животное. Так что если поблизости нет большого количества легкодоступной пищи, тело вскоре погибнет от голода, даже если перенесет потрясение расставания с фэа (Редкие случаи подобного разделения относились к жизни в Амане, где нет гниения. Но другие случаи могли быть еще ужаснее. Ибо записано в хрониках, что Моргот, а за ним и Саурон исторгали фэа с помощью страха, а затем кормили тело и делали из него чудовище. Или еще хуже: запугивали фэа внутри тела до того, что она лишалась всякой воли (11), а затем кормили тело, и оно становилось животным, к ужасу и мучению фэа).
Если рассуждать о телах эльфов. Тело эльфа по природе и по цели своей должно служить домом бессмертного жильца, фэа, которая не может покинуть Время или уйти туда, где возвращение в тело невозможно. Поэтому тело может ждать гораздо дольше, сохраняя целостность и противостоя гниению, но после этого оно похоже на спящее, лежит неподвижно и ничего не пытается предпринять, даже поиски пищи, без повеления своего хозяина. (Накормить его нельзя, не пробудив, но, пробудившись, оно умрет от шока или превратится в животное)».
(c) Природа Средиземья. Часть 2. Тело, разум и дух. Глава 17. Смерть.

Концепции, связанные с переселением и изгнанием, находят свое место, например, в создании волколаков или драконов, ведь то подразумевает внедрение злобного духа из числа слуг Моргота в чьи-то тела, будь то огромный волк или рептилия. Впрочем, если дух достаточно силен, он сам может принять соответствующий облик.

«И вскоре (в году 1330 согласно анналам Дориата) злые твари пришли и в Белерианд, перейдя через горные перевалы, или появляясь из темных лесов юга. Там были волки или создания, принявшие форму волков, и другие свирепые существа из тени».
(c) История Средиземья. Том 11. Война Камней. Анналы Белерианда или Серые Анналы. Часть 1.
«Саурон привел волколаков, свирепых тварей, одержимых наводящими ужас духами, что сам же он вложил в их тела».
(c) Сильмариллион. Глава 19. О Берене и Лутиэн.

Различные слуги как Моргота, так и Саурона, имеющие в текстах разные наименования и функции, судя по всему, тоже связаны с некромантией и сопутствующим колдовством. Так, например, мы имеем упоминания ложных богов и фантомов:

«…пока, как-то вечером, валар не привели его на поляну в той северной части Артанора, что после названа была Нан Думгортин, земля темных идолов, но не об этом наша повесть».
(с) Книга Утраченных Сказаний (II) – Сказание о Тинувиэль.
«Там полумрак призрачный плыл, растекаясь;
Тенета тусклые, ткались вкруг путников
В Нан Дунгортин, где в ночи таятся
Богов безымянных забытые капища –
Древнее, чем Моргот и владыки исконные,
Загражденного Запада златые Боги.
Но призраки, в пасмурной пади живущие,
Не пытались им препятствовать, повредить не тщились, –
Шли двое далее, холодея от страха.
Хохот, эхом затихавший в сумерках,
Дальней издевкой демонских кличей,
Мрачный и мерзкий, мерещился Флиндингу,
Черствый, нечистый...»
(с) Песни Белерианда – Песнь о Детях Хурина.
«Берен и Лутиэн бегут к Тенистым горам, но сбиваются с пути и плутают среди ужасов Нан Дунгортина, их преследуют фантомы, и под конец они попадают в сети к огромным паукам».
(с) Песни Белерианда – Ненаписанные Песни.
«...Был Князь Волков. В холмах вокруг
Зловещий вой не умолкал.
Там некромант заклятья ткал.
Владея силой колдовской,
Сумел он под своей рукой
Блуждавших призраков собрать.
Отверженных чудовищ рать
Он воле подчинил своей –
Фантомов, демонов, зверей –
И волколаков без числа,
И остров стал оплотом зла, –
Впредь Чародейным звался он».
(с) Песни Белерианда – Лэ о Лэйтиан.
«Они [люди] не были полностью счастливы, так как Эру был, по-видимому, далёк, а они не осмеливались молиться ему напрямую; и таким образом, они относились к валар как к богам, и потому часто развращались и обманывались Мелеко, принимая его или его слуг (а также призраков) в качестве "богов"».
(с) Саурон поверженный – Потопление Анадунэ.
«Падшие, такие, как Мелькор/Моргот и его приверженцы (среди которых одним из главных был Саурон), увидели в них [Эрухини] идеальный материал для подданных и рабов, для которых они могли бы стать повелителями и «богами», завидуя Детям и втайне их ненавидя; тем более, чем сильнее они восставали против Единого (и Манвэ, его Местоблюстителя в Эа)».
(с) Письма – №212 (неотправленное продолжение письма к Роне Бир).
Art by by A-Q-U-A-R-I-U-S.
Art by by A-Q-U-A-R-I-U-S.

Все это было сопряжено и с созданием иллюзий, наваждений:

«Тогда рассмеялся Саурон и, издеваясь над пленником, открыл Горлиму, что видел тот в окне только тень, призрак, созданный колдовством, чтобы заманить несчастного в ловушку, ибо Эйлинель давно была мертва».
(с) Сильмариллион. Глава 19. О Берене и Лутиэн.

Некромантия также имела место в позднем Нуменоре. Многие нуменорцы были очарованы Тьмой и чëрными искусствами. Ей также владели некоторые Люди Тьмы, которые практиковали тёмные ритуалы и жертвоприношения. Кроме того, в текстах упоминалось, что перешедшие на сторону Ангмара люди холмов Рудаура тоже практиковали подобное колдовство.

«<...> Возникает новая религия и поклонение Тьме, со своим храмом, выстроенным по наущению Саурона. Верных преследуют и приносят в жертву. Нуменорцы приносят зло и в Средиземье и становятся там жестокими и злыми владыками-некромантами, убивая и мучая людей; древние легенды заслоняются новыми преданиями, мрачными и ужасными <...>».
(с) Письмо Толкина №131.
«В Рудауре злой народ, творящий колдовство и подвластный Ангмару, истребляет остатки дунэдайн и воздвигает темные твердыни в горах».
(с) История Средиземья. Том 12. Народы Средиземья. Наследники Элендиля.

Назгул, кольцепризраки, порабощенные Сауроном через Кольца и, будучи живыми и материальными, но невидимыми, находящиеся между жизнью и смертью, как тени, использовали моргульские клинки, связанные с соответствующим колдовством. Их свойства описал Гандальв Фродо:

«– Они хотели поразить тебя в сердце моргульским кинжалом, остающимся в ране даже после того, как он вынут. Если бы они добились своего, ты стал бы совсем как они, только гораздо слабее, и подпал бы под их начало. Ты превратился бы в призрака, подвластного Черному Властелину, и он подверг бы тебя страшным мукам за то, что ты пытался удержать у себя Кольцо, – если только можно измыслить муку страшнее, чем лишиться Кольца и видеть его на пальце у Князя Мордора».
(с) Властелин Колец. Содружество Кольца. Книга вторая. Глава I. Множество встреч.

После сказанного о захвате тел, изгнании душ и бесплотных злых духах следует вспомнить и об Умертвиях Могильных Курганов, которые, судя по всему, могли представлять собой как злых духов, так и озлобленные души отринувших зов Мандоса эльфов, что стремятся захватить чье-либо тело. Впрочем, имеют место и неупокоенные души людей, павших в войне с Ангмаром.

Авторы статьи - Aerion и Elvenstar. Публикация статьи на Дзене одобрена авторами. Оригинальный материал - здесь.

В Арде существовали тёмные, запретные знания и умения (иначе называемые моргул), полученные от Моргота и его слуг. Некромантия – это колдовство, которое имело дело с тонким миром теней и духами.-4

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!