22.05.2024, факультет психологии СПбГУ
Мы с моими спутницами наконец добрались до выставки «Эхо души. Echó de la personne», организованной Объединением искусств СПбГУ с красивым названием «Синестезия».
Открытие выставки было ещё 20 мая, и открыта она будет до 25 июня. Поздновато мы, конечно, приехали. Но такое посещение, когда экскурсии больше нет, оставило особенное впечатление.
Тихо. Никого не видно, едва слышно чьи-то разговоры на первом этаже. Мы как мышки идём по лестнице, говорим только шёпотом, боясь нарушить покой здания. А за окном крыши, по которым бы хотелось попрыгать вместе с воробьями.
Это не было похоже на то, что можно было бы увидеть в музее.
Музеи в центре города — нечто другое. В таких музеях много людей, ходишь час или меньше, и на каждый экспонат уже не получается посмотреть так внимательно и так заинтересованно, как смотрел на первые несколько.
Эта выставка была похожа на что-то домашнее.
Но «домашность» эта была не в небрежности, конечно, как можно было бы подумать. От каждого маленького кусочка этой маленькой выставки у меня почему-то щемило сердце. Странно было видеть чьи-то заметки, где чужими буквами будто были пересказаны мои чувства.
Сердце правда щемит. Щемит от всего того, что написано студентами разных факультетов и курсов, от всего того, что нарисовано и сфотографировано, собрано и сложено на столики.
Олег, 1 курс, клиническая психология
«Принеси мне»
Порой так недостаёт чего-то, чьего-то... Воздух вокруг тебя такой невзрачный, что не чувствуешь вдоха, свет лампы оставляет ожог на глазах: и вот у тебя уже блеклое пятно на сетчатке. И вот опять чего-то недостаёт, смешно, правда? Так хочется, чтобы та ненужная дверь в комнату была открыта хоть кем-то, кроме моей бледной руки. Мысль об этом пускает разряд по костям, которые так ломит.
Ломит уставшие кости,
Преломляет хрусталик лучи,
Я так жду
кого-нибудь
в гости.
Хоть разок ты меня навести.
Ты можешь вообще не стучаться,
Моё сердце норовит сделать так же.
Ключи от замков — твои пальцы,
Сколько хочешь, прошу, прикасайся.
Принеси с собою улыбку
И привычный цветочный парфюм.
Твои мёрзлые волосы — нитки,
Что дыру на груди мне зашьют.
Я налью нам малиновый чай
Или кофе, который захочешь.
Ты только не дай мне почувствовать край,
На котором пишу эти строки.
Анастасия Шишкина, 3 курс (факультет на моем фото не видно)
«Жизнь в шапке-невидимке»
Почти год назад я взяла в руки фотоаппарат и начала фотографировать проявления жизни.
Появление фотоаппарата - вот важное событие в моей жизни.
Практически год я каждый день беру его в руки (без преувеличений), высматриваю красоту видимого невидимого и делюсь ех с окружающими, активно призывая их проявлять наблюдательность. До мая 2023 года я вообще не видела себя ни в каком виде творчества. Но февраль-апрель 2023 года стали переломными месяцами в моей жизни. Мне пришлось столкнуться с серьезными трудностями. А пережить их, справиться с их последствиями помогла мне идея фотографировать естественное и живое, которое меня окружает. Я учила, учусь и буду учиться видеть жизнь и радоваться ее проявлениям. Эта работа и процесс ее создания не являются исключением.
Главный принцип моей деятельности - невмешательство в реальность. Я не практикую редактирование фотографий, а уж тем более творческую съемку. Все мои работы «сырые».
Лина, 5 курс, клиническая психология, СПбГУ
У меня есть ванная. Я очень люблю в ней поваляться, вспомнить, как в детстве, устраивала цунами в ванной, как часами не выходила из реки и ныряла, ныряла. Вода давала мне спокойствие, я могла там быть собой, в полной тишине.
В этом семестре я решила походить на занятия кафедры по арт-терапии. Мне было интересно, но я не думала, что это обернётся тем, что я захочу связать с этим жизнь и вернусь к творчеству спустя 7 лет. Спасибо за этот потрясающий опыт Поповой-Никиток Наталии Сергеевне. Данная работа стала предметом не арг-терапии, а именно возвращением в одно из любимых, но когда-то забытых процессов.
Признаю, ближе к середине работы, когда пришлось решать, какими будут волосы, я вспомнила историю Регулуса Блэка из Гарри Поттера и на меня снизошли Вселенская печаль и любовь.
Тогда и родилось название: "Reggie".
Ермакова Таисия, 3 курс, ОП кадастр недвижимости: оценка и информационное обеспечение
«Пересечения путей»
Когда-то давно явилась в сновидении лестница, спиралью взмывающая вверх, с резными перилами. Хотелось остаться в этом манящем вихре ступеней, переливании света с тенью, пересечении прямых. .. этот образ врезался в память. Однажды, когда я спускалась по лестнице университета после очередных пар, как гром меня поразила мысль: "Это она, та самая! "
Порой мы не замечаем красоты в окружающем мире, но, если на секунду замедлиться и пропустить сквозь призму души увиденное, оживет даже самый холодный камень.
Я участвовала в международном конкурсе фотографий 35AWARDS.
Именно с этой работой я впервые смогла пройти во второй тур.
Это вдохновило меня продолжать свой путь в фотографировании.
Анастасия Федулова, выпускница факультета искусств, реставрация.
«Тепло»
Я испытывала чувство умиротворения, гармонии и любви во время написания данной картины.
Ценность тихих моментов жизни. Эта работа о духовном тепле, которое противостоит всем невзгодам окружающей нас действительности. Ощутимая зимняя стужа северной столицы может быть побеждена искренними чувствами. Цветы в лавке обезличены-они являются «холодным» товаром. Но когда их приобретают для любимого человека, несут в непогоду домой и дарят - то обретают настоящую душу, становятся «теплым» знаком (семиотика, Ю.М. Лотман).
Картина является живописным признанием в любви к супругу, к архитектуре Васильевского острова и к Альма-матер.
Мария Фетисова, 1 курс, факультет искусств, графический дизайн
«MOPE»
Море — олицетворение свободы, поэтому серия фотографий занимает особое место в моем сердце.
Фотоснимки напоминают мне о прекрасном времени, проведённом у морского побережья.
Теплота, в которой можно раствориться — цель создания этой серии. Море изменчиво, как сама жизнь, поэтому я считаю прекрасной возможность запечатлеть эту неуловимость.
Прогулка по извилистому морскому берегу, приятное ощущение освежающего морского воздужа - я вспоминаю это, когда смотрю на эти фотографии. И смотря на них, я понимаю, что уже никогда не вернусь в то время, однако они являются для меня мостиком, связующим звеном с теми моментами.
И ещё некоторые экспонаты:
…и это далеко не всё, что вам стоило бы увидеть!
Искусство прекрасно. И я люблю его в той же степени, что и ненавижу. И ненависть моя из-за того, что мне тяжело выносить эмоции, которые вызывает искусство. Прекрасные вещи заставляют меня ощущать что-то похожее на боль, я не могу сдержать слёзы, когда остаюсь с этим один на один.
Искусство без людей похоже на кладбище: тишина, красота, память и какая-то едва ощущаемая жизнь, а может, и не жизнь. Сложно объяснить, почему у меня такие ассоциации.
Так хочется, чтобы всё это осталось, хочется прижать всю эту выставку к себе и плакать. Как наглядеться? Не знаю. Но мы всё-таки ушли. Признаться честно, пересматривая фото с выставки и перечитывая, я плачу. Природа жестока, раз подарила человек дар создания таких вещей, но это одно из самых больших чудес в моей жизни.
Спасибо большое студентам СПбГУ за то, что подарили нам кусочки своей жизни!