Найти в Дзене

Бояре Ховрины – предки Головиных, Третьяковых и Романовых. "Родовой" монастырь Ховриных

На севере Москвы почти около МКАДа находится район Ховрино. Впервые Ховрино упоминается в исторических документах ХV века как владение, принадлежавшее Григорию Ховре («Ховра», что-то вроде теперешнего "Свинтус", то есть неопрятный). По мнению историка М.В. Соловьева он был потомком князей крымского православного княжества Феодоро. В 1913 году при раскопках мангупской базилики (главный храм Феодоро и центр Готской епархии) обнаружились надписи с именами местных правителей второй половины XIV века – Василия и его сына Стефана. Может быть Стефан и был перебравшимся в Москву Степаном Васильевичем? По другой версии Степан (Стефан) Васильевич происходил не из титулованной византийской аристократии, а из богатой купеческой среды. По мнению известного ученого М.Н. Тихомирова, род Ховриных происходил не от легендарного греческого князя Стефана, а от московского купца XIV века Кузьмы Ковери (Коври), одного из десяти гостей-сурожан, согласно "Сказанию о Мамаевом побоище", взятых Великим князем Ди
Оглавление

На севере Москвы почти около МКАДа находится район Ховрино.

Откуда взялись Ховрины

Впервые Ховрино упоминается в исторических документах ХV века как владение, принадлежавшее Григорию Ховре («Ховра», что-то вроде теперешнего "Свинтус", то есть неопрятный). По мнению историка М.В. Соловьева он был потомком князей крымского православного княжества Феодоро.

Княжество Феодоро перед завоевания его турками (середина XV века) 1 — территории Мангупского княжества; 2 — границы владений Генуэзской республики; 3 — Крымское ханство
Княжество Феодоро перед завоевания его турками (середина XV века) 1 — территории Мангупского княжества; 2 — границы владений Генуэзской республики; 3 — Крымское ханство

В 1913 году при раскопках мангупской базилики (главный храм Феодоро и центр Готской епархии) обнаружились надписи с именами местных правителей второй половины XIV века – Василия и его сына Стефана. Может быть Стефан и был перебравшимся в Москву Степаном Васильевичем? По другой версии Степан (Стефан) Васильевич происходил не из титулованной византийской аристократии, а из богатой купеческой среды. По мнению известного ученого М.Н. Тихомирова, род Ховриных происходил не от легендарного греческого князя Стефана, а от московского купца XIV века Кузьмы Ковери (Коври), одного из десяти гостей-сурожан, согласно "Сказанию о Мамаевом побоище", взятых Великим князем Димитрием Ивановичем в поход против Мамая.

Миниатюра из «Сказания о мамаевом побоище», написано в XV веке неизвестным автором
Миниатюра из «Сказания о мамаевом побоище», написано в XV веке неизвестным автором
Справка: византийцы называли город – Сугдея, генуэзцы – Солдайя, в древнерусских источниках – Сурож, османы – Судак (в переводе с тюркского, вода + горный лес).

Рассмотрим часть генеалогического древа Ховриных до Головиных, Третьяковых-Ховриных и Михаила Федоровича, первого из Романовых на Российском троне:

-4

А теперь немного подробнее о некоторых представителях семейства Ховриных.

Головины и Третьяковы – потомки Ховриных

Степан (Стефан) Васильевич, возможно, пришел в Москву в конце XIV века из княжества Феодоро. По преданию пожертвовал земли для строительства Симонова монастыря, принял иночество с именем Симон, от чего и произошло название монастыря. Умер в первой половине XV века, похоронен в "родовом" Симоновом монастыре. В XIX веке у Головиных, происходивших от И. В. Головы-Ховрина, рассказывалось семейное предание, по которому Степан Васильевич, отец Григория Ховры, приехал в Москву из Крыма в 1391 году, и Великий князь Василий I Дмитриевич благословил его иконой Владимирской Божией Матери работы Андрея Рублева.

Богоматерь Владимирская письма Андрея Рублева
Богоматерь Владимирская письма Андрея Рублева

Владимир Григорьевич Ховрин–Строитель, (? – после 1484) внук Степана, в иноках – Варфоломей. Первый Казначей на Руси. Историк А.А. Зимин называет В.Г. Ховрина одним из богатейших людей на Руси второй половины ХV века, кредитор великих и простых князей. В Симоновом монастыре он «поставил церковь кирпичную Преображения, да в пределах собор Архистратига Михаила и ограду кирпичную около монастыря», в 1449 году перед своим двором в Кремле построил храм во имя Воздвижения креста Господня. Историк Н. Молева считает, что церковь Воздвижения была построена Владимиром Ховриным в основанном им Крестовоздвиженском монастыре, которому обязана своим названием улица Воздвиженка.

По одним данным Владимир Григорьевич Ховрин принял постриг в Симоновом монастыре под именем Варфоломея, где и был похоронен. Историк М. Пыляев называет Владимира Ховрина схимником Крестовоздвиженского монастыря и считает, что там он и был погребен. У Владимира была дочь Евдокия и 5 сыновей: четыре Ивана и Дмитрий.

Иван Владимирович Голова–Ховрин (1470? – 1509), крестник Ивана III, боярин и казначей, родоначальник Головиных. Прозвище «Голова» стало фамилией для его потомков. Вот три версии появления прозвища: у него была большая голова; был очень умным; просто за то, что его крестил Великий Московский князь. Наблюдатель за постройкой Успенского собора, одним из первых в Москве построил себе кирпичные палаты. В иночестве – схимонах Иона, пользовался большим доверием Иосифа Волоцкого, основателя монастыря. В 1507 был послан к великому князю Василию III за поддержкой монастыря от притязаний удельного князя Фёдора Борисовича Волоцкого. Погребен в Иосифо-Волоцком монастыре. В 1565 году, при Иване IV Грозном, семья попала в опалу, став жертвой неудавшегося заговора. Впоследствии Головины возвратились ко двору, но до Петра I не достигали на службе особенных высот.

Иосифо-Волоцкий монастырь. Начало ХХ века
Иосифо-Волоцкий монастырь. Начало ХХ века

Иван Владимирович Третьяк-Ховрин был прозван Третьяком, вероятно, чтобы отличать его от двух старших братьев: Ивана Хазюка и Ивана Головы (третий Иван в семье). Первое время, как и Головины (потомки Ивана Головы), занимали посты казначеев, составлявшие высшую аристократию московского государства, в XVI–XVII веках были стольниками и воеводами в разных городах. Род Третьяковых-Ховриных занесён в Бархатную книгу (родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России) 1687 года, но угас ещё до её составления. (Справка: Купеческий род Третьяковых ведет свою историю из уездного города Малоярославца Калужского наместничества, в Москву прибыл прадед Павла и Сергея Третьяковых Елисей Мартынович (1704–1783) с женой и сыновьями.)

Бархатная книга, напечатанная Н.И. Новиковым воспроизводилась по «самовернейшим спискам, из которых иные писаны старинным, а другие новым письмом, из коих заслуживает вероятия сообщенных ему от господина действительного статского советника Ф. И. Миллера»
Бархатная книга, напечатанная Н.И. Новиковым воспроизводилась по «самовернейшим спискам, из которых иные писаны старинным, а другие новым письмом, из коих заслуживает вероятия сообщенных ему от господина действительного статского советника Ф. И. Миллера»

Дмит­рий Вла­ди­ми­ро­вич Ов­ца-Ховрин,(? – 1510) государственный дея­тель и ди­пло­мат, казначей, кредитор князей. Сле­дил за сбо­ром на­ло­гов, та­мо­жен­ных сбо­ров и иных по­сту­п­ле­ний, за их от­ветственным хра­не­ни­ем и рас­хо­до­ва­ни­ем, лич­но от­ве­чал за хра­не­ние «лар­цов с каз­ной». Об­ла­дал пра­ва­ми «бо­яр­ско­го су­да», вы­сту­пал в ка­чест­ве апел­ляционной су­деб­ной ин­стан­ции в Мо­ск­ве по по­зе­мель­ным, за­ём­ным и ка­баль­ным де­лам (1490–1508), по­сту­пав­шим от ме­ст­ных су­дей как ми­ни­мум 5 уез­дов. Уча­ст­во­вал в ди­пло­ма­тических пе­ре­го­во­рах (1489–1510) еди­но­лич­но и вме­сте с дья­ка­ми Каз­ны с по­сла­ми: Свя­щен­ной Римской им­пе­рии, Шве­ции, Но­гай­ской Ор­ды, Крым­ско­го хан­ст­ва, па­ши г. Кефе (ныне Феодосия), Великим княжеством Ли­тов­ским.

Внучка Дмитрия Ховрина, Варвара Ивановна Ховрина, была первой супругой боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, матерью Федора Никитича Романова, и, соответственно бабушкой Михаила Федоровича, первому царю из династии Романовых. Похоронена в Новоспасском монастыре. Восстанавливая монастырь и усыпальницу Романовых в 90-х годах XX века, настоятель монастыря архиепископ Алексий (Фролов) нашел надгробие Варвары Ивановны Ховриной: «Лета 7063 (7063-5509=1554 от р. х), июня в 18 день, на память святого мученика Леонтия, преставилась раба божия Варвара, Никиты жена Романовича Юрьева».

Вот и добрались мы до Романовых. Дальше уже другая история.

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии это очень важно для меня.

ИСТОЧНИКИ
История московских районов. Энциклопедия под ред. Аверьянова К.А. М.: Астрель – АСТ, 2006
История Ховрино. Лампада,№ 6, 2007
Северный округ Москвы. М.: Энциклопедия Российских деревень, 1997
Зимин А. А. «Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в.», М.: Наука, 1988
Головины, дворянский и графский род, ветвь рода Ховриных. Большая Российская Энциклопедия
Новиков Н. Родословная книга князей и дворян Российских и выезжих (Бархатная книга). В 2-х частях. Тип: Университетская тип. 1787 г.
Страница историка М.С. Соловьева