Найти тему
Бывалый геймер

Supaplex или не бегай с ножницами

Оглавление

Впервые компьютер в нашем доме появился в 1992 году. Отец с работы принес в два захода компьютер отсутствующего коллеги. На целых две недели. С двумя играми. И периодически рубился на нём вечерами в Sid Meier's Civilization. Ну непоня-я-ятно и ску-у-у-учно. (Игры такого формата я “распробовала” уже учась в институте). А вторая игра была как раз Supaplex. Так что, это обзор моей САМОЙ ПЕРВОЙ компьютерной игры.

Supaplex. Title.
Supaplex. Title.

Геймплей

Выпустили Supaplex Digital Integration в 1991 году. И сами создатели в руководстве назвали свою игру “самая продвинутая экшн-головоломка в мире”. И, хотя, эта оценка, на мой взгляд, завышена, разработчики явно гордились своей работой.

Supaplex. Вот честное слово, так и написали.
Supaplex. Вот честное слово, так и написали.

Главный герой - Мерфи - красный колобок, похожий на помидорку. Мерфи, используя свои (ваши, конечно же) гениальные мозги должен починить вышедший из строя компьютер. А может он умный круглый вор, который крадет маленькие колечки, чтобы продавать их богатым коллекционером круглых колечек. Как видите, мне до сих пор не известно, кто такой Мерфи. Но в любом случае, для достижения своей цели он съедает некоторые предметы на своем пути открывая и закрывая свой большущий рот.

Ничего не напоминает? Но Мерфи не ест фрукты и призраков. Он ест платы (в оригинале называется “Base”, в детстве они представлялись мне зелёной травкой) и инфотроны. Это как раз те разноцветные маленькие колечки которые необходимы, чтобы воспользоваться выходом с уровня. Как вы уже, наверное, догадались, в детстве я не сильно заморачивалась с системой названий в этой игре. Были ещё вредные ножницы со смешным названием “сник-снакс” и Зонки - шары, которые так и норовят придавить нашего колобочка, стоит только зазеваться. Разработчики добавили зонкам канавку по экватору, видимо, для сходства со “Звездой смерти”, чтоб выглядели ещё более грозно и опасно.

Supaplex. Уже на восьмом уровне придётся собрать 150 итемов.
Supaplex. Уже на восьмом уровне придётся собрать 150 итемов.

Первые уровни начинаются милосердно и не перегружают игрока тем, что ждёт его впереди. Самое главное, чему учат на первых уровнях - это то, что Мерфи может съесть плату или инфотрон не заходя к нему на клетку, а просто находясь на соседней. Этим приемом придется очень часто пользоваться при прохождении следующих уровней. Там уже появляются враги, такие как ножницы. Нужно будет понять схему их движения и постараться проскочить мимо, либо столкнуть на них зонк. Но будьте аккуратны, зонк может придавить и Мерфи. В игре нет большого разнообразия врагов, зато по мере прохождения игры открывается куча разнообразных предметов, такие как разные по цвету взрывоопасные дискеты, баги-ловушки, которые до поры, до времени выглядят, как безобидная травка, порты-двери, в которые пролазит только Мерфи и застревают остальные предметы, и электроны, которые при грамотном обращении могут одарить вас инфотронами.

Supaplex. Беги, Мерфи, беги.
Supaplex. Беги, Мерфи, беги.

В игре 111 уровней. И все они разнообразны, у каждого свой стиль прохождения. Где-то придётся толкать дискеты, где-то весь уровень убегать от ножниц, а где-то даже придётся бороться с гравитацией.. Обычно в играх-головоломках уровни короткие, но в Supaplex уровни со временем становятся ГИГАНТСКИМИ. Вместо десяти ловушек придётся обезвредить сотню, а вместо пяти инфотрончиков собрать пятьдесят, а то и сто пятьдесят.. Но, повторюсь, каждый уровень имеет свою фишку и не кажется скучным.

Не обошлось и без минусов. Довольно часто для прохождения требуется знание структуры и элементов уровня. А знания эти можно получить только методом проб и ошибок. Разработчики оставили игроку бесчисленное количество возможностей для совершения ошибок и лишь несколько возможностей для достижения успеха. Мне, современному избалованному геймеру, не нравится, что нет предварительного просмотра карты. Камера всегда привязана к Мерфи. И я до сих пор задаюсь вопросом, как разработчики упустили из виду добавление контрольных точек или другую возможность сэкономить время, потраченное на пробы и ошибки.

Supaplex. Настоящие герои не оборачиваются на взрыв.
Supaplex. Настоящие герои не оборачиваются на взрыв.

Графика и звук

Графика проста, но в то же время эффектна. Визуально игра оформлена очень приятно. Мерфи и все предметы плавно перемещаются с одного квадрата на другой, экран тоже прокручивается размеренно, без толчков. От головоломки обычно никто не ожидает великолепной графики, но в этом случае стоит отдать ей должное.

Про звуковое сопровождение можно сказать “ничего особенного”. На экране главного меню есть музыка, которая не слишком цепляет. Во время игрового процесса некоторые процессы тоже озвучены. Например, есть звуки падающего зонка, или собираемого инфотрона. А мелодия играет одна и та же, и через какое-то время я её выключила.

Supaplex. Ха--ха, получите, глупые ножницы!
Supaplex. Ха--ха, получите, глупые ножницы!

Послесловие

Для продвижения по этой игре необходимы терпение, рациональное и пространственное мышление, которыми я в шесть лет не отличалась. Кооперируя усилия с братом, нам удалось пройти уровней 30. Теперь же я прошла все 111 уровней, получила чувство огромного удовлетворения, 45 часов на игровом таймере, а также экран с сообщением от разработчиков, поздравляющих меня с победой над их игрой. К слову, они похвастались и собственным рекордом в 5 часов 39 мин 15 сек.

Supaplex. Если учесть, что дискеты взрываются, чувствуешь себя сапёром на минном поле.
Supaplex. Если учесть, что дискеты взрываются, чувствуешь себя сапёром на минном поле.

Физические издания

Если честно признаться, меня аж заинтересовало, сколько будет стоить коробочка с малоизвестной головоломкой на пк в BigBox издании. И не сказал бы, что стоимость меня удивила, но всё равно довольно дорого. Единственный лот на Амигу по стоимости около 18 000 рублей.

Supaplex big box. Дорого, зато есть.
Supaplex big box. Дорого, зато есть.

Заключение

Оценить игру объективно мне очень сложно. Все разочарования растворяются в море блаженной ностальгии. Мне нравится подход к традиционному головоломочному жанру. В игре множество комбинаций с использованием всего нескольких элементов, и креатива хватает на все 111 уровней. Яркое доказательство того, что для удовольствия от игры не нужна суперская графика и ФПСы за сотню. Всем предлагаю проверить и убедиться.

© СтаринаГоголь

Спасибо за прочтение. Если вам было интересно, не забудьте прожать лайк и подписаться на канал, если ещё не сделали этого. А если вы тоже хотите поделиться своими воспоминаниями из детства или написать обзор на любимую игру, пишите мне вконтакте, обсудим.