Найти в Дзене

Смерть и погребение в Священном Писании — часть 4

В исследовании магистра богословия, преподавателя Костромской духовной семинарии диакона Сергия Бахтина проанализировано значение заупокойных молитв для христианской традиции через призму Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, сделан акцент на библейском учении о смерти. Часть 1.
Часть 2.
Часть 3. Понимание смерти в контексте Священного Писания Нового Завета двойственно. С одной стороны, смерть по-прежнему (в духе ветхозаветных представлений) мыслится как «враг», как зло. С другой — радость от осознания победы жизни над смертью, совершенной Христом, отодвигает на второй план пессимистические представления о смерти. Христос совершил «революцию» в восприятии жизни, утвердил понимание преходящего характера смерти, ее несущественности для последователя Христова. Об этом пишет прот. Александр Шмеман: «Что же провозглашает эта Благая Весть? Во-первых, в жизни, учении, распятии, смерти и воскресении Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, смерть раскрывается как “враг”, как тление, во

В исследовании магистра богословия, преподавателя Костромской духовной семинарии диакона Сергия Бахтина проанализировано значение заупокойных молитв для христианской традиции через призму Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, сделан акцент на библейском учении о смерти.

Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.

Смерть и погребение в Новом Завете

Понимание смерти в контексте Священного Писания Нового Завета двойственно. С одной стороны, смерть по-прежнему (в духе ветхозаветных представлений) мыслится как «враг», как зло. С другой — радость от осознания победы жизни над смертью, совершенной Христом, отодвигает на второй план пессимистические представления о смерти.

Христос совершил «революцию» в восприятии жизни, утвердил понимание преходящего характера смерти, ее несущественности для последователя Христова. Об этом пишет прот. Александр Шмеман: «Что же провозглашает эта Благая Весть? Во-первых, в жизни, учении, распятии, смерти и воскресении Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, смерть раскрывается как “враг”, как тление, вошедшее в Богом сотворенный мир и превратившее его в долину смерти. “Последний же враг истребится — смерть” (1 Кор 15:26). Во-вторых, Евангелие утверждает, что смерть — плод греха. Таким образом, смерть необходимо уничтожить, истребить как духовную реальность разрыва человека с Богом. Отсюда — Евангелие, Благая Весть: Иисус Христос уничтожил смерть, поправ ее собственной смертью. И наконец, Евангелие утверждает, что с воскресением Иисуса Христа новая жизнь — жизнь, в которой нет места смерти, дается тем, кто верит в Него, кто соединен с Ним [в Таинствах Церкви]».

-2

Второстепенный характер смерти, утверждавшийся учением Иисуса Христа, можно заметить, обратившись к некоторым показательным примерам из Нового Завета.

  1. Воскрешение Лазаря. Когда Иисус идет воскресить умершего Лазаря, он показывает своим ученикам смерть как нечто несущественное через именование ее сном. Кстати сказать, в христианской традиции эта метафора смерти (как сна) прочно утвердилась (успение, усопшие — сон, уснувшие). «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер» (Ин. 11: 11–14). Это утверждение несущественности смерти, фактически ее упразднения, продолжается в ответе Христа Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11: 25).
  2. Пренебрежительное, ироничное отношение к погребению проскальзывает в словах Иисуса: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Лк. 9: 16; Мф. 8: 22). Конечно, можно по-разному интерпретировать эти загадочные слова Христа. Но в первую очередь следует обратиться к контексту: «А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9: 59–62). Ничто не важно по сравнению с тем, чтобы следовать за Христом. По сравнению с благовествованием Евангелия даже такое, казалось бы, важное дело, как похоронить с почестями своего отца, оказывается второстепенным.
  3. Утверждение понимания смерти как сна («Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним». Мк. 5: 38–40). Сон — это временное, преходящее состояние, человек имеет каждодневный опыт сна. Никто в здравом уме не боится, не страшится сна, воспринимая его как естественное состояние. Точно также не стоит бояться смерти («Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй» Мк. 5: 35–36). Метафора сна показывает также еще один очень важный смысл: человек знает, что после сна следует пробуждение, после пробуждения жизнь продолжится, сон предстает лишь как временное приостановление течения жизни. Точно так же смерть не есть окончательное разрушение человека, личности, жизнь продолжится в новом состоянии. Метафора сна содержит указание на учение о воскресении.
  4. Смерть духовная куда страшнее смерти телесной, даже насильственной смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10: 28); «ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16: 25) — Смерть за Христа есть благо, умерев за Христа, человек приобретет жизнь (душа = жизнь). В то время как стремление сохранить себе жизнь в условиях гонений, из-за страха смерти, может привести к духовной смерти человека.
-3

Конец четвертой части.
По материалам портала Богослов.