Найти тему
Сибирские ссылки

Огненная посадка: пассажирский лайнер приземлился, но не остановился в Иркутске

На борту самолета было более 200 пассажиров, в том числе и дети.  Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
На борту самолета было более 200 пассажиров, в том числе и дети. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

9 июля 2006 года пассажирский авиалайнер Airbus A310 авиакомпании «Сибирь», следовавший из Москвы в столицу Приангарья, во время посадки не остановился, а съехал на поле, пробив бетонное ограждение, врезался в гаражный кооператив, находившийся в 280 метрах от «взлетки», и вспыхнул. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 125. Вспомним, как произошла трагедия, и постараемся понять, можно ли было ее избежать.

Трагедия по частям

Потерпевший катастрофу самолет Airbus А310 принадлежал авиакомпании «Сибирь». Лайнер собрали во Франции и выпустили в 1987 году. В том же году его передали авиакомпании Pan American. Впоследствии самолет передавали в лизинг, перекупали. 1 мая 1995 года авиалайнер выкупила авиакомпания «Аэрофлот», в ней он получил имя Rymsky-Korsakov. 7 мая 2004 года его взяла в лизинг авиакомпания «Сибирь».

Российские следователи выяснили, что причиной трагедии стали ошибочные и бесконтрольные действия экипажа.

«После приземления самолета командир воздушного судна при управлении реверсом правого двигателя непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был деактивирован», – говорится в сообщении Межгосударственного авиационного комитета (МАК)

В документе говорится, что при отсутствии должного контроля и информирования со стороны второго пилота за параметрами работы двигателя экипаж не принял необходимых мер по переводу левого двигателя на малый газ или выключению двигателя.

В тот роковой день в авиалайнере находились 203 человека, включая экипаж. 78 людям, в том числе трем стюардессам, удалось выжить в катастрофе, но многие из них получили серьезные ранения. Большинство пассажиров рейса были россиянами, но на борту находились и граждане Беларуси, Польши, Молдавии, Китая, Германии и Южной Кореи.

Самолетом управлял опытный экипаж. Командир воздушного судна, 45-летний Сергей Шибанов, имел общий налет свыше 10 тысяч часов. Кроме него в самолете был второй пилот – 48-летний Владимир Черных. Он налетал 9971 часов, 158 из которых на Airbus A310.

-2

Позже в интервью одна из бортпроводниц вспоминала, что полет проходил нормально и самолет уже коснулся колесами земли, но потом не остановился. Воздушное судно на скорости около 180 км/ч выкатилось за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП), пробило бетонное ограждение аэродрома и врезалось в гаражи. После крушения оно развалилось на части и загорелось. Прибывшие к месту ЧП спасатели обнаружили искореженные обломки и множество человеческих тел. По факту крушения транспортная прокуратура Иркутской области возбудила уголовное дело по статье 263 части 3 «Нарушение эксплуатации воздушного судна» УК РФ.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким жертв трагедии. По поручению лидера страны для расследования причин катастрофы и оказания помощи пострадавшим и семьям погибших создана правительственная комиссия.

-3

Трудности эвакуации и подвиги

После крушения авиалайнера на место ЧП выехали спасатели, медики и правоохранители. Трагедия осложнялась тем, что на борту самолета находилось много детей, которые летели отдыхать на Байкал. Кроме того, самолет был не на посадочной полосе, а в поле. Это была пересеченная местность, заборы и гаражи.

Тогда на место авиакатастрофы прибыли министр транспорта РФ Игорь Левитин и полномочный представитель президента в СФО Анатолий Квашнин. В числе погибших были и известные люди – дочь известного писателя Валентина Распутина Мария и начальник Управления ФСБ по Иркутской области Сергей Коряков. 10 июля было объявлено днем траура в России.

На борту рейса 778 находились шестеро бортпроводников. Двое из них удостоились наград. Андрей Дьяконов был в хвосте авиалайнера, за последним рядом экономкласса. Действуя строго по инструкции, он силой выбил заклинившую дверь самолета и начал выпускать пассажиров, оставаясь в горящем салоне до последнего, буквально в двух шагах от спасительного выхода. Ценой своей жизни Андрей Дьяконов спас около 30 человек. Его наградили орденом Мужества посмертно.

Другая героиня – выжившая стюардесса Виктория Зильберштейн. Она смогла выбраться из-под завалов кресел и багажа, добраться до аварийного люка над крылом и открыть его. Благодаря действиям стюардессы через спасательный люк сумели выбраться 20 пассажиров. Девушке удалось покинуть самолет. Впоследствии она была награждена медалью «Спешите делать добро», медалью «За отвагу», знаком отличия Иркутской области, региональной наградой «За смелые и решительные действия при спасении людей в экстремальных условиях» и премией Федерации еврейских общин России «Человек Года» в номинации «Мужество».

На месте авиакатастрофы находится мемориал жертвам авиакатастрофы. Каждый год родственники приходят на это место почтить память всех, кто пострадал в трагедии.

Рекомендуем почитать материал «ФедералПресс» о самых страшных авариях в Сибири, которые не связаны с самолетами.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Проторочин, pxhere.com