ТЕМА: реставрация станковой масляной живописи, "цветной рентген" картины, новый метод исследования живописи, макрорентгенофлуоресцентный метод исследования (MA-XRF). И это не шутка, статья о реставрации живописи.
— Блондинка?! Час от часу не легче!.. Респектабельный господин растерянно осмотрел присутствующих специалистов и подошёл к своей картине.
— Показывайте!
Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!
ТЕМА сегодня с ноткой юмора. Мне несколько дней назад в комментариях претензию выдвинули, что я не раскрыла тему с юридической стороны. Я очень удивилась. Канал о реставрации — явно не то место, где следует ждать освещения тонкостей законодательства и права. При том, что в той статье первым абзацем тоже шла "ТЕМА" для новых читателей, где я кратко анонсировала содержание.
Сегодняшний рассказ будет о том, как на старой, всем знакомой картине, на женском портрете, под верхним слоем живописи нашли совсем другое изображение.
Портрет покажу сразу, а вернёмся к нему мы чуть позже; сначала — немного предыстории.
Открытие это произошло сравнительно недавно, чуть больше десяти лет назад. Оно стало возможным благодаря тому, что в руках исследователей оказался совершенно новый метод — "цветной рентген", как я его назвала для простоты в прошлой статье. XRF — это аббревиатура от X-ray fluorescence spectroscopy (рентгеновская флуоресцентная спектроскопия). XRF — это неразрушающий (по науке — неинвазивный) аналитический метод, используемый для определения элементного состава материалов.
Сегодня я вам расскажу подробнее, в чём заключается сам принцип исследования и что видят эксперты на экране монитора. Ведь видят они там отнюдь не цвет, а такое же, не вполне чёткое, черно-белое изображение, как и на классической рентгенограмме картины. Давайте разбираться и сравнивать.
Обычное рентгеновское исследование и наш новый метод отличаются, и весьма основательно.
Про классический способ "просветить" картину, заглядывая в её "глубины", в толщу красочных слоёв, проникновение до грунта и до основы (холста или доски) вы уже знаете.
Однако, подобные манипуляции с картиной всегда были сопряжены с риском. Старые, ценные произведения искусства приходилось вынимать из рамы, ставить, класть, переворачивать, а иногда и везти до места исследования (ведь далеко не в каждом музее имеется не то, что свой собственный рентгеновский аппарат, а и реставрационной мастерской своей может не быть). При транспортировке картина находится в состоянии "стресса": упаковка, распаковка, смена температурно-влажностного режима.
"Перемена места", "смена обстановки" — для картины подобные перемещения нежелательны.
Дальше происходит съемка, по сути своей точно такая же, как и рентген нашей грудной клетки и лёгких в районной поликлинике. Разница лишь в том, что картина находится в горизонтальном положении. На примере картины Яна Вермеера это легко рассмотреть: на фото ниже картина лежит под рентгеновским аппаратом на мягкой амортизирующей подложке.
Специалист подкладывает под картину рентгеновскую плёнку. Эти листы всегда необходимо было запихнуть за оборот, поэтому картину всегда приходилось снимать со стены. Рентгеновские лучи по разному проникают сквозь различные участки картины (через какие-то не проходят вовсе) и поглощаются свинцовой пластиной в полу, а на плёнке отпечатывается вся эта история.
Ещё добавлю, что излучение такое же, как в рентген-кабинете, поэтому разместив картину нужным образом, специалист прячется за экран или выходит из помещения, а рентгеновский аппарат включается дистанционно.
После проявления рентгеновских снимков их просматривают напросвет и для удобства оцифровывают.
Старая добрая рентгенограмма картины позволяет понять принципы построения красочного слоя, особенности грунта, способ нанесения мазка и другие авторские приемы, которые являются индивидуальными у каждого художника. Также на рентгенограмме мы видим авторские правки и изменения композиции, с её помощью можно обнаружить нижележащий красочный слой, если таковой есть.
Справедливости ради надо отметить, что мобильные рентгеновские аппараты тоже имеются.
Можно пригласить специалиста с оборудованием "на дом", но удовольствие это не из дешёвых. В нашей мастерской собственного рентген-аппарата не было, а размер большемерных картин 10+/- квадратных метров не позволял их свободно возить туда-сюда. Так что — да, приходилось вызывать рентгенолога с мобильным агрегатом, получалось, как в известной поговорке, "гора шла к Магомету". Правда, день сразу становился нерабочим — ведь при съемке каждого кадра рентгенолог выходил из помещения сам и выгонял остальных: находиться в досягаемости R-лучей (x-ray) нельзя.
И вот, спустя почти век, химики изобрели, а реставраторы и эксперты взяли на вооружение новый метод исследования.
Первое его огромное преимущество это его мобильность. Сначала, конечно, рентгенофлуоресцентные спектроскопы (спектрометры) тоже были громоздкие. Большая стационарная установка, картина также привозилась на анализ (РФА), размещалась горизонтально.
Следующим шагом было изобретение её меньшей, мобильной версии. Можно было разместить картину непосредственно в ней, но можно было и подкатить её к висящей на стене картине. Да, исследование стало возможным прямо на стене в зале музея - невероятное преимущество!
А сейчас уже имеется практически карманная версия этого полезного изобретения. Все его характеристики даны на сайте интернет-магазина, и он имеется в свободной продаже.
Обратили внимание, что он не облучает человека: оператор спокойно сидит рядом за компьютером? А мини-версией можно пользоваться вручную, как обычным сканером.
Такая свобода использования — ещё одно преимущество нового метода.
Эта технология (РФА) даёт возможность эксперту количественно оценить содержание химических элементов в исследуемом объекте.
Таким образом, таблица Менделеева в составе произведения становится симфонией цвета!
Звучит то как! А выглядит ещё лучше. Снимки, полученные с помощью этого метода просто завораживают. Раньше эксперты, как слепые котята, тыкались в черные и белые участки на рентгеновских снимках, и понятия не имели, что за цвет использовал художник, но теперь...
Стимулируемые рентгеновским лучом, химические элементы в картине флуоресцируют, выявляя скрытые пигменты, при этом произведение искусства не повреждается.
А если мы знаем, какой там в глубине химический элемент и его количество, то мы можем с высокой долей точности реконструировать цвета нижележащей живописи.
И вот, возвращаемся теперь к нашему женскому портрету. Его владелец (напомню, картина находится в частной коллекции) решил повторно его обследовать и принёс его в DESY, немецкую исследовательскую лабораторию в Гамбурге. Портрет, предположительно написанный художником Филиппом Отто Рунге "Полина в белом платье на фоне летнего пейзажа с деревьями" долгие годы оставался предметом споров искусствоведов.
Для одних экспертов авторство этого мастера было очевидным, другие не соглашались с этим. Давайте посмотрим ещё несколько её портретов, которые атрибутируют её супругу, художнику Рунге.
На следующем портрете она изображена с их двухлетним сыном:
Ещё один, атрибутированный её портрет:
Так что коллекционер решил прибегнуть к новейшему (на тот момент времени) методу исследования, чтобы наконец прояснить ситуацию.
Сканирующий макро-РФА анализ на тот момент уже прекрасно себя зарекомендовал, был использован в исследовании более двадцати картин 16-19 веков, включая работы Рембрандта, Караваджо и Рубенса. Владельцу картины и в голову не могло прийти, что он запутает экспертов ещё больше!
РФА-анализ портрета показал, что художник сначала изобразил блондинку с длинными пышными волосами, с фиолетовыми лентами в прическе, а поверх неё написал брюнетку без украшений.
Ох уж эти пентименто
То, что в русском языке называется "авторскими правками картины", на английском языке, в научных исследованиях, в документах звучит как pentimenti от итальянского "pentirsi", что означает "сожаление" или "раскаивание". Мне всегда этот перевод казался далёким по смыслу от реального положения вещей, а сам термин — неподходящим. Ну какое "раскаивание", художники часто изменяют композицию и отдельные детали уже по ходу работы, это обычная рутина ремесла живописца.
Анализ поэтапно показывал присутствие отдельных химических элементов в красочном слое и их местоположение. Что же увидели эксперты на экране монитора в процессе исследования?
Смотрим карту присутствия кобальта (Co). Кобальт это яркий синий цвет и художник использовал его при написании лент в прическе женщины, а ещё немного - в белках глаз, ведь они слегка голубоватые! Тонкая полосочка кобальта по контуру её лица внизу - это холодный рефлекс от белого платья. Я не отмечаю ничего стрелочками, на карте всё хорошо видно и понятно.
Теперь смотрим вторую карту, на ней показано распределение ртути (Hg). Это нам указывает на использование художником оранжево-красного, ядовитого пигмента киновари. Посмотрите, он так же активно использовал его в написании ленточек в волосах. Также киноварь есть в уголках глаз, толщине век и на губах. И это ожидаемо, у женщины розовые губы и лёгкий румянец.
Теперь совместим эти две карты и обнаружим, что художник написал ленты, используя оба цвета, кобальт и киноварь. Смесь этих двух красок с добавлением белил даёт нам фиолетовый цвет. Обратите внимание, друзья, лент в причёске больше нет, а вот такая же лента в роли пояска под грудью, на платье с завышенной талией, осталась и мы её видим! Ленты в волосах были такими же!
Присутствие и распределение сурьмы (Sb), которая связана с пигментом неаполитанским желтым (телесный цвет), и свинца (Pb), указывающего на белый цвет свинцовых белил...
...позволяют предположить, что изначально у женщины была пышная прическа со светлыми локонами, свободно ниспадавшими на плечи, платье с низким V-образным вырезом, собственно, на картах сурьмы и свинца это становится очевидным. И это резко контрастирует с тем, что мы видим на картине сейчас.
Вот что это было?
Неужели художник действительно сожалел о том, что написал жену (или невесту) в таком фривольном образе, раскаивался, и... сделал картину более скромной? Напомню, дело было в конце 18-го века, замужней женщине полагалось выглядеть чинно и благопристойно.
Владелец картины надеялся, что он сможет подтвердить личность художника раз и навсегда. А результаты исследования сделали тайну, окружающую картину, ещё глубже!
Друзья, это очень интересный пример РФА исследования, я очень старалась подробно и понятно вам о нём рассказать.
А как вам кажется, по результатам РФА, лицо в нижнем слое живописи то же самое, или внизу портрет какой-то другой девушки? Напишите в комментариях, мне интересно ваше мнение.
Всем добра и до новых встреч!