Найти в Дзене
DrygZax0di.ru

ПЕРЕПРАВА

Фото: babushka-mojno-u-tebya-pojit-glava.ayto...
Фото: babushka-mojno-u-tebya-pojit-glava.ayto...

Рассказ /основано на реальных событиях/.

"Переправа, переправа - берег левый, берег правый..." Жизнь у Евдокии в старости получилась, как в стихах... Мелькали берега, а жизни спокойной, почти и не было. Вырастила она сына и троих дочерей. Семейная жизнь не удалась, рано овдовела, и пришлось воспитывать детей одной. Тянула из последних сил, работала за двоих, чтобы накормить, одеть, обуть и дать достойное образование. Держала большое хозяйство, - корову, лошадку, свиней, овец и птицу домашнюю. Излишки продуктов на рынок отвозила. Да в то время еще совхозы были, так и дояркой успевала смену отработать. Замуж второй раз так и не вышла, да и кто на четверых детей пойдет? Вот и прошла вся жизнь молодая в заботах и труде. Вырастила, выучила детей, и разлетелись они кто куда, как птицы перелетные. Была она женщиной сильной веры православной. Постоянно Богу молилась и детей старалась приучить. Но общество тоже внесло свою лепту...

Старость наступила внезапно. Стали болеть ноги. Так болели, что передвигаться могла только с палочкой. И сердце не давало свободно дышать... Хозяйство давно уже поубавилось... Остались только коза да курочки. Огород сажать стало совсем не в мочь... Все растения умещались теперь на одной грядке. А скоро и этого не стало... Шел Евдокии уже восемьдесят восьмой год. Приехали дочери и стали решать, кто матушку возьмет к себе. Все дети были семейные. Старшая и младшая - бездетные, а у средней дочери, Татьяны, трое детей. Таня расчитывала, что кто-то из сестер мать возьмет, но они желания не изъявили, сидели молча, опустив головы. Тогда она сказала:

- Мама, пойдем ко мне жить! У нас тесновато, но ничего, в тесноте не в обиде...

Мать согласилась... И сестры, облегченно вздохнув, подняли головы. Не сладко было у Евдокии на душе... Не хотела она обременять заботами Татьяну, но другого выхода не было... И стала собирать вещи... Сестры повеселели, разговорились... Стали делиться своим житьем-бытьем... Никто из них не работал. Жили за мужем... У Татьяны лишней копеечки не было, а Пелагея с Валентиной не бедствовали. Младшая, Пелагея, отличалась спокойным характером и молчаливостью, а старшая, Валентина, была грубой, любила покричать... Семейное положение у Пелагеи было незавидное... Муж подгуливал на стороне, и они часто ссорились. Валентина была властной, и держала своего супруга в кулаке, если что не так, могла и поддать...

Переехала Евдокия на новое место жительство. Приняли ее внуки приветливо, с улыбкой... Поставили кровать и тумбочку в комнату внучки-подростка. Сама бабушка была смиренная, тихая, и глаза ее всегда любовью светились. Она очень любила детей, ласкала их... И они всегда отвечали взаимностью... Все заботились о ней, только на сердце у старушки оставалась печаль. Очень она жалела дочь свою, Татьяну. И так забот много, а еще я тут мешаю, - думала Евдокия, - к тому же внучку стесняю, комнату заняла... Прожила она в этой семье год, а потом стала собираться к Пелагее.

- Хватит, погостила у вас, дети, надо и честь знать, - сказала она.

Как только приехала младшая дочь, так мать и сообщила ей о своем решении. Не понравились такие слова дочери, но делать нечего, пришлось подчиниться. Привезла она мать в свою небольшую однокомнатную квартирку в поселке. Поставила ей кровать на кухне. Дом был двухквартирный. Вторую сторону занимала другая семья. У Пелагеи был небольшой сад, в котором стояло три улья пчел. Пчеловодством занимался муж. Евдокия часами сидела в саду. Он напоминал ей свою деревню, свой дом, и тогда сердце ее тоскливо сжималось от боли. Дочь хорошо к ней относилась, заботилась... Но с мужем отношения у нее были нехорошие. Не было мира в семье. Мужчина любил другую женщину и частенько к ней захаживал. Поселок был небольшой, и "шила в мешке не утаишь". Вот и ссорились супруги частенько... Каково это было видеть матери? Плакала она по ночам, вспоминая свое житье у Татьяны. Как хорошо там жилось ей! Но знать судьба такая, горе мыкать, и Евдокия смирялась...

Но не смирилась Пелагея... Прошло красное лето и угасло... И всего-то прожила у нее мать три месяца... Поговорила она с Татьяной и настояли сестры, чтобы взяла мать Валентина. Долго противилась старшая дочь, но наконец согласилась... Жила она в небольшом городке в двухкомнатной квартире без удобств. Квартирка была чистая, ухоженная, с печным отоплением. Привезла к себе мать и отвела в ее пользование чулан без окон. Вместо дверей шторами вход занавесила. Комнатка была крохотная, вмещала в себя только кровать и небольшой узкий столик. Свет включали только по надобности, поэтому там всегда было темно. Евдокия к тому времени стала мучиться от хронического бронхита, донимал сырой кашель. Чаще всего она лежала. Старческая немощь донимала. Была она маленькая и худенькая, ела очень мало. Валентина готовила пищу очень хорошо, вкусно, все из духовки русской... Положит кашки разваристой в маленькую чашечку и несет в закуток матери. А та, как птичка, поклюет немного и сыта... Вот тогда и начинается концерт! Как кричит на нее дочь, ругается, заставляет все доедать... А Евдокия не может, насытилась, организм не принимает... И так по каждому поводу... Что-то не так сделала мать, опять грубый крик на всю квартиру... Плачет тихонько матушка и молчит... Помолится Господу да Матери Божией и легче на душе становится.

Приезжают из деревни внуки проведать бабушку, видят и слышат такое поведение своей тети и ужасаются... А бабушка поцелует их, по головке погладит, и засияет свет в ее добрых глазах. Что делать? - думает мать, - знать судьба такая. И смиряется... Кроткой была, как голубка. Тихо и угасла... Не мучилась... "Переправа, переправа - берег левый, берег правый..."

Фото: dzen.ru
Фото: dzen.ru

Уважаемые читатели, пишите комментарии, поделитесь своими мнениями, ставьте лайки! Желающие могут ПОДПИСАТЬСЯ на мой блог, чтобы всегда быть в курсе дальнейших публикаций! Благодарю за внимание!