Название песни – определённая провокация, задающая очевидное противостояние бездуховности богатых духовности бедных.
Полуденный зной, с утра жара,
В одном кармане пусто, в другом – дыра.
Нервной змеей шипит проспект.
Город калечит сотни людей, загнав их в бетонный корсет.
Но если ты спросишь у нас, почему мы спокойные, добрые, щедрые,
Мы улыбнемся и скажем: «Да просто мы бедные!»
Стоит магазин, многообразием скуп,
А когда-то здесь находился рок-клуб.
Веселье души превратилось в склеп.
Меняется все под капризами лет.
Но если ты спросишь у нас, почему мы как прежде не любим запреты,
Мы улыбнемся и скажем: Да просто мы бедные!
У нас есть все! А ветер из колодезных дворов
Нам шлет куплеты нужных песен,
Мы не нуждаемся в диетах, нам не надо докторов,
И каждый день для нас опасен и чудесен.
А если под вечер ты заглянешь в мой дом,
То увидишь, как мы пьем чай с Заратустрой вдвоем.
Я достану гитару, он – губную гармонь,
И из запахов, снов, философий, реалий, обрывков фантазий
Составим новый альбом.
А если спросишь у нас, откуда мы знаем все истины эти,
Мы улыбнемся и просто ответим:
У нас есть все! А ветер из колодезных дворов
Нам шлет куплеты нужных песен,
Мы не нуждаемся в диетах, нам не надо докторов,
И каждый день для нас опасен и чудесен.
При этом в тексте можно выявить несколько мотивов, по-разному связанных с темой, заявленной названием.
Так, можно увидеть классический образ бедного творца (художника, поэта, музыканта, писателя): у него «в одном кармане пусто, в другом – дыра», а вокруг мир изобилия («магазин, многообразием…»;закормленные люди, «нуждающиеся в диетах и докторах»), при этом герой (высокодуховный – «пьёт чай с Заратустрой»)погружён в мир творчества («из запахов, снов, философий, реалий, обрывков фантазий составим новый альбом») и этим счастлив («У нас есть всё!»)
Кроме того, повторяющееся в тексте слово «бедные» можно рассматривать как некую отсылку к библейским текстам: «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное» (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25), а также Первая заповедь блаженства: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф.5:3). На сайте «Азбука Веры» дано следующее толкование этой фразы: «Нищие духом в отличии от обычных нищих сознают, что ничего своего они в своей духовности (в душе) не имеют, так как все их духовные богатства (включая таланты и способности) они получили от Господа Бога. Эти люди ничем не хвалятся и не гордятся перед Богом и перед людьми, а проявляют смирение и кротость, доброту и любовь к Богу и ближним».
Ещё один мотив: противопоставление свободы человека, живущего плодами своего творчества (не всегда обильными), и нервных, искалеченных жёсткими рамками должностных обязанностей офисных клерков, «затянутых в бетонный корсет».
Кроме того, текст наполнен множеством метафорических образов, создающих вариативность прочтения.
«Полуденный зной, с утра жара» - это показатель свободы человека от условностей, навязанных регламентом необходимости быть в общем потоке зарабатывания средств к существованию (утро героя начинается в полдень!).
«В одном кармане пусто, в другом – дыра» - это не трагическая фраза бедняка. Это просто констатация факта. Герой беспечен (как классический герой русской народной сказки, типа Емели – к вечеру по щучьему велению Бог что-нибудь пошлёт).
В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» есть похожий персонаж: «и были на нем (рынке) одни простые люди, среди которых, как всегда, без всякого дела, стоял Лоренцо, высокий старик-лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии, не раз служивший моделью многим живописцам: он принес и уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров, …, и теперь мог спокойно стоять хоть до вечера, с царственной повадкой поглядывая вокруг, рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо».
«Нервной змеей шипит проспект» - это и шум машин, и раздражённые голоса людей, опаздывающих, торопящихся, сталкивающихся или стоящих в извивающихся очередях на транспорт (хотя в полдень на проспектах сплошные туристы).
«Город калечит сотни людей, загнав их в бетонный корсет» - это не только тиски рабочего времени и обязанностей; это дресс-коды, мода, желание быть не хуже всех, короче потребность зарабатывать и зарабатывать… а ещё экология… так что… и физически, и психически калечит.
«Стоит магазин, многообразием скуп» - можно прочитать как отсутствие многообразия, так и стандартизированность, когда многообразие есть, а выбора нет.
Сочетание с фразой «А когда-то здесь находился рок-клуб» тоже даёт несколько вариантов: капитализм подавляет свободу; коммерческая выгода уничтожает творчество (и дело не только в магазине – «Творчества нет! Происходит замена сферы искусства сферой услуг» («Включай микрофон», песня «Поэты, артисты»).
В целом, это согласуется со следующими строчками: «Веселье души превратилось в склеп. Меняется все под капризами лет». Здесь можно добавить ещё про возрастные изменения, когда из живого творческого ребёнка, подростка, вырастает жёсткий, расчётливый делец (или пьяница)
если что, то это аллюзия к «Маленькому принцу» А.де Сент-Экзюпери;
да и всем известный Плюшкин из «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя не сразу стал скупым, жадным, мёртвым.
Всему этому бездушному миру противопоставлено описание вечера в доме героя. При этом слово «заглянешь» не обязательно равно «зайдёшь». Заглянешь – увидишь. В окно. Ведь творческий процесс требует тишины и одиночества.
Присутствие Заратустры можно рассматривать как процесс погружения в философию, процесс познания нового.
Заратустра, играющий на губной гармошке, может быть также образом друга-музыканта, весёлого философа.
кстати, чаёк пьют, что тоже может быть отсылкой к восточной философии, а может быть связано с тем, что творческий процесс требует отказа от мирского: иконописцы постились, когда писали иконы; Сальвадор Дали писал в дневнике, что в процессе работы над картиной он отказывается от спиртных напитков и практически не ест.
Заратустра может быть также символом божественного благословения творчества (как в стихотворении А. Ахматовой «Творчество»: «и просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь») – «И из запахов, снов, философий, реалий, обрывков фантазий составим новый альбом».
Герой стихотворения В. Маяковского "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" пьёт чай с Солнцем.
"А мне, ты думаешь,
светить
легко?
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
..........
"Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами»
Потрясающая игра со словами и смыслами возникает в припевах
В первом варианте 2 строки: «Но если ты спросишь у нас, почему мы спокойные, добрые, щедрые. Мы улыбнемся и скажем: «Да просто мы бедные!» Вполне логично: ничего нет – нечего терять – нечего волноваться; щедрость бедняка всегда связана с его личным опытом проживания граней бедности.
Во втором появляется «почему мы как прежде не любим запреты» - тут и «низы не могут, а верхи… создают запреты», и подростковый протест против запретов и правил. Важнее, наверное, антитеза «Да просто мы бедные» - «У нас есть всё!»
Пророк (творец) М.Ю. Лермонтова «посыпал пеплом главу», «из городов бежал нищий», живёт в пустыне «как птицы, даром божьей пищи», где «завет предвечного храня, мне тварь покорна там земная; и звезды слушают меня, лучами радостно играя» - он живёт в своём мире, управляет им, он его создатель, хозяин, господин, у него всё есть.
Много ли нужно поэту? Достаточно ветра, который принесёт куплеты новых песен.
И вот уже в третьем припеве исчезает «Да просто мы бедные!»
Да и действительно, все оценочные суждения субъективны, важно грамотно выбрать точку обзора.
PS. Интерпретацию какого текста (песни, стихотворения рассказа), фильма, картины Вы хотели бы увидеть в этом блоге? Напишите об этом в комментариях.
Комментарии и лайки помогают каналу развиваться, а подписка так и вообще удерживает на плаву!
Всем добра!