FIP (инфекционный перитонит) — это вирусное заболевание кошек, которое может привести к летальному исходу. Оно возникает из-за коронавируса кошек, которым инфицированы многие домашние питомцы, но лишь у части из них развивается инфекционный перитонит. Больше всего болезни подвержены кошки в возрасте от 6 месяцев до 5 лет.
Сегодня FIP излечим, но до сих пор не все владельцы и даже не все ветеринарные врачи знают об этом. Не каждый врач может грамотно провести лечение даже простых, неосложненных случаев, и не каждый владелец готов самостоятельно выполнять назначения и отслеживать состояние питомца в домашних условиях. Поэтому смерти от FIP до сих пор случаются.
Думаю, все более-менее опытные заводчики если еще и не сталкивались с этой ситуацией лично, то много раз о ней слышали и примерно представляют, как реагируют на нее покупатели.
Кто виноват? Ну конечно заводчик.
Таково мнение абсолютного большинства покупателей. Даже если котенок заболевает спустя несколько месяцев, полгода, год в новом доме - все равно у них заводчик "продал больного", "все знал заранее и скрывал", да и вообще "специально плодит и продает больных котят" - наверно, какое-то особое удовольствие от этого получает.
Ну а как на самом деле?
А на самом деле любой заводчик мечтает, чтобы все его выпускники были абсолютно здоровыми и беспроблемными. Во-первых, тогда их гораздо легче растить (нет лишних затрат, переживаний, бессонных ночей, бесконечных сомнений - выздоровеет? Нет? А если выздоровеет - то полностью ли?). Во-вторых, покупатели не будут предъявлять претензии по здоровью. Более того - не смогут их предъявить, даже если очень захотят.
К сожалению, действительное с желаемым не всегда совпадает, а если говорить о заболевании FIP, то и сам вопрос о том, какие профилактические меры принять, чтобы этого никогда не случилось, до сих пор четкого ответа не имеет.
Он вяжет кошек, которые дают больных котят!
Было бы очень легко решить проблему раз и навсегда, если бы существовал генетический тест, позволяющий безошибочно диагностировать склонность к развитию FIP или выявить носительство этой склонности. Были даже попытки разработать такой тест - но ничего не получилось, потому что не удалось обнаружить "ген склонности к развитию FIP". В итоге все, что может сделать заводчик в направлении чистки своих линий от гипотетической наследственной предрасположенности к FIP, это тупо исключать из разведения всех кошек, которые когда-либо давали ФИПнувшего котенка. Или по крайней мере не повторять вязку пары, от которой родился такой котенок.
Покупатели часто пытаются думать именно в этом направлении. Могут даже уверенно "показать пальцем" на того производителя, который, по их мнению, дает больных котят. И ведь было бы поистине замечательно, если бы и правда все оказалось так просто: убираем из бридинга "плохого" производителя - и все, никаких ФИПнувших выпускников у нас больше нет и никогда не будет. Разве что "посчастливится" приобрести еще одного такого же "плохого", ну да ничего: кастранём его, и сразу все наладится.
Самое печальное, что этот метод не работает даже в своей самой радикальной форме. Можно разом убрать не только "плохого кота", но и "плохую кошку" только за то, что однажды у них родился котенок, который впоследствии заболел FIP. Но такие случаи все равно будут повторяться - и уже с совершенно другими парами. А вот повторные вязки той же самой пары вполне могут дать еще десятки (если не сотни) котят, среди которых ни один больше не ФИПнет.
Его питомник заражен коронавирусом!
Другой метод - это попытка сделать свой питомник чистым от коронавируса: т.е. перекастрить или изолировать всех производителей с позитивным результатом анализа до тех пор, пока все они не выдадут по четыре негативных результата подряд. После этого надо будет тщательно проверять всех входящих и не допускать никаких мало-мальски сомнительных контактов поголовья с внешним миром, чтобы не дай бог не принести оттуда коронавирус. Даже самому заводчику на входе в питомник желательно переодеваться в спецодежду. В общем, полноценный фермерский дезбарьер в действии, иначе в самом скором времени все вернется на круги своя.
По статистике по крайней мере половина кошачьей популяции инфицирована коронавирусом. В некоторых странах, например, Германии, эта цифра достигает 80%. Таким образом, просто пытаясь уберечь питомниковых котят от контакта с "короной", мы не добьемся желаемого: эта "корона" буквально везде. В возрасте около четырех месяцев котенок переедет в новый дом и если все еще не встретил коронавирус в питомнике, то с высокой вероятностью встретит его там. Дальнейшее непредсказуемо: котенок может вовсе никак не отреагировать на эту встречу, а может буквально через месяц продемонстрировать яркую симптоматику выпотной формы. И не стоит надеяться, что кому-то будут интересны отрицательные анализы его родителей и однопометников. Даже если удастся аргументированно доказать, что на момент продажи у котенка не было коронавируса, ответ будет, что все равно котенок был предрасположен к этой болезни с самого рождения.
Будут ли случаи заболевания более редкими? Ведь при переезде в новый дом котенок все-таки старше, а значит, крепче и сильнее: возможно, для него относительно поздняя встреча с коронавирусом будет менее опасна, чем для котенка, который имел с ним дело буквально с самого рождения? Сложно сказать, на этот счет нет статистики. Хотя мы знаем, что пик заболеваемости FIP приходится не на двухмесячный возраст, а на 6 месяцев - время, когда котенок-пет уже два месяца как покинул питомник и живет комфортной жизнью домашнего любимца. Даже если он и привез с собой не мутировавший коронавирус из питомника, то за эти два месяца должен был бы благополучно его элиминировать. Однако иногда этого не происходит.
Он заранее знал, что котенок болен!
Может ли заводчик предвидеть заранее, кто из выпускников "ФИПнет", а кто нет? Может быть, есть какие-то признаки, позволяющие определить это и своевременно принять меры в тот период, когда FIP еще не развился?
К сожалению, нет. Не может, даже если захочет.
У развивающегося FIP симптоматика смазанная: вначале это может быть небольшая вялость, худоба, повышенная температура, но все это настолько слабо выражено, что даже внимательный, заботливый владелец может ничего не заметить. Тем не менее, когда эти симптомы уже есть, то обычно не за горами и асцит. А до тех пор (и как раз на момент продажи) все может быть в полном порядке: поведение, кондиция, стул, аппетит... И наоборот: котенок на момент продажи может вызывать у заводчика смутные сомнения и подозрения, но в новом доме буквально расцвести и ни разу в жизни ничем не заболеть.
Жидкий стул с прожилками крови, который вкупе с положительным анализом на коронавирус часто повергает владельцев в панику, часто вообще не про тех котят, которые склонны к развитию FIP. Последние могут иметь идеальную какашку вплоть до того момента, как у них диагностируют асцит - и после тоже!
Часто пишут, что "спусковым крючком" для мутации коронавируса служит стресс. Котят до продажи мы подвергаем этим стрессам неоднократно: вакцинация, ревакцинация, кастрация, переезд в новый дом. Каждый раз после воздействия стресс-фактора котенок успешно выдерживает значительную паузу - от нескольких недель до месяца, а иногда и дольше. И все равно, бывает так, что котенок уезжает в новый дом, проходит пара-тройка месяцев, полгода... и вдруг у него раздувается живот, ветврачи диагностируют FIP и говорят: "Ваш заводчик все заранее знал, но не говорил".
Каким же таким сакральным знанием владел заводчик и о чем он должен был заранее знать и сказать? Доложить покупателю обо всех проблемах, с которыми когда-либо сталкивался за время существования питомника? Чисто так, на всякий случай, мол, "а вдруг и у вас такое будет"? Сомнительно, чтобы покупатели действительно хотели все это услышать. Проблемы питомника волнуют только заводчика. Покупателям нет до них никакого дела.
Как защититься от этих обвинений?
Многих заводчиков первый же такой опыт - обнаружение FIP у выпускника, уже находящегося в новом доме - заставляет опустить руки и вообще отказаться от разведения. Но даже те, кто продолжает, на какое-то время могут оказаться совершенно деморализованы очередным шквалом незаслуженных обвинений от расстроенных владельцев. Каждый из нас хотел бы найти способ обезопасить себя от всего этого. Но способа нет. Напрасно владельцы думают, что FIPу подвержены только те котята, за которыми плохо следили, плохо ухаживали, которые выросли в условиях скученности, в грязи и инфекциях. Часто как раз наоборот: умирают выросшие в любви и холе, упитанные и ухоженные котята единственной любимой кошечки, первый раз в жизни съездившей на вязку к коту.
В последнее время некоторые заводчики приняли неоднозначное решение профилактировать всех своих кошек с помощью препарата GS (того самого, которым сегодня можно успешно вылечить FIP). То есть все кошки и котята питомника, в том числе клинически здоровые, проходят курс уколов и на какое-то время становятся свободными от коронавируса. Но что ожидает таких животных в долгосрочной перспективе? Как организм отреагирует на новую встречу с коронавирусом после проведенной профилактики? Удастся ли вылечить FIP, если он разовьется у такого котенка?
По мнению ряда вирусологов такая практика - прямая дорога к получению мутантного коронавируса, невосприимчивого к лечению всеми теми препаратами, которые сегодня обеспечивают выздоровление абсолютного большинства кошек с FIP.
Заводчики, так или иначе, покупателям о проведенной профилактике докладывать не будут - зачем им лишняя головная боль. Зато они смогут прямо в момент продажи гордо продемонстрировать всем желающим отрицательный анализ на коронавирус - и это будет принято на ура.
Вот только кто сказал, что это решит проблему заболеваемости котят в новых домах, а не усугубит ее - или даже не сделает вовсе неразрешимой?
Не забывайте ставить лайки и подписываться на наш канал. Предлагайте в комментариях темы, которые хотели бы обсудить, фотографии, которые хотели бы увидеть.