«В год 6370 от сотворения мира. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».», с этого момента, 862 года от р.х., официально начинается летоисчисление Древнерусского государства.
В свое время, за двести лет до описываемых событий в Повести временных лет, вопрос ставил Нестор летописец «от куда пошла земля Русская и кто есть был Рюрик?». Ответив на один вопрос, тут же ответишь и на второй. Этот же вопрос в восемнадцатом веке подняли Миллер с Ломоносовым, и вот уже более трехсот лет он не дает покоя российским историкам и политикам. Мне же хочется предложить читателю свою позицию с другого ракурса еще раз взглянуть на те обстоятельства минувших лет, которые послужили появлению русской государственности, а в дальнейшем и становлению централизованного государства Российского.
Существуют объективные предпосылки для причины появления государственности как организованной формы существования народа, заселявшего в те века данную территорию, на которой сейчас располагается нынешняя Россия, и они далеко не такие однозначные, как их пытаются преподнести в исторических документах, дошедших до нашего времени. Давайте разбираться в контекстах восприятия, пропозициональному несходству мнений по данному историческому (космогоническому) вопросу на почве различных интересов, которые уводят в некоторых моментах логическое исчисление все дальше от истины.
Хочется в этой статье поднять вопрос в отсутствие единства мнения не о подлинности существования когда-то Рюрика и его братьев, а посмотреть диалектически шире, и понять, было ли все именно так, как описывается в Лаврентьевской летописи. Если анализировать, проводя логическое исчисление между строк древнего рукописания, то ощущается это самое призвание больше похожим на факт завоевания торгово-логистических путей пролегающих через земли финно-славян, нежели двусторонняя (совместная) договоренность коренных жителей с иноземцами на их правление. Было ли это самое призвание? Всё, что описывается в ПВЛ похоже на норманнское завоевание нежели обоюдный договор.
Сами посудите. Во-первых, вряд ли племена славян и финнов могли объединиться под началом единого правителя имея вражду между собой, а во-вторых, все эти племена находились на торговых путях, что делало их привлекательной добычей для иноземцев. Чудь, словены и кривичи располагались на торговом пути из варяг в греки, то племя весь находилось на верховьях реки Волги, а значит было связанно с Волжским торговой артерией. Взять эти племена под покровительство, значит установить контроль за товарооборотом из Балтики в Черное и Каспийское моря. А последующие походы Вещего Хельга на Царьград и Хазарию, и аннексию Куяба (Киева) в 882 году, говорит нам о том, что шла экспансия варягов на юг, и все племена, которые находились на этих двух важных торговых речных дорогах брались под контроль варяжской знатью. Напомню, что с 8 по 14 веках Гибралтарский пролив контролировали арабы, что затрудняло движение торговых судов в данном регионе. Вот и оставались только два пути: из варяг в греки и в персы. И те варяги, кои пришли с Рюриком, особо не церемонились с завоеванными славянскими и финно-угорскими племенами. В летописи прямо пишется как Хельг убил двух братьев, Аскольда и Дира, избранных полянами во княжение, также как Ингвар взымал неподъемную дань с древлян, за что был убит ими же, а при княгине Хельге особой жестокостью прославился воевода Свенельд, который и осуществил карательный поход на древлян, а затем уличей. Ославяненный Святослав постоянно бился с хазарами именно для того, чтобы окончательно взять под контроль Волжский путь. В первые годы своего становления Рюриковичи довольно свирепо обходились с завоеванными ими народами и только спустя два века летописец Нестор откровенно приукрасил те события, чтобы легитимизовать уже устоявшуюся династию на данной земле, называемой уже Русью. Все потомки бывших диктаторов всегда пытаются очистить прошлое своего предка от нелицеприятных событий, которые творили они в начале своей возвышения.
В поздних новгородских летописях 14-15 веков уже упоминаются правители до прихода руси, такие как: Гостомысл, Буревой, Вандал, Владимир Древний, Словен Старый или вражда между Рюриком и Вадимом храбрым за престол Великоновгородского княжества, дошедших, как мне думается, в фольклоре и пересказах народа и записанные спустя века летописцами, когда политические распри уже не так были актуальны. Все эти легендарные герои начала становления Руси, я думаю существовали и в правду, просто летописцы того времени в угоду политической конъектуры многие события приукрашивали или сами додумали из-за нехватки информации, или вообще не писали о них, что мы в итоге многое не знаем. Не сомневаюсь в том, что еще многое утрачено и только археология поможет пролить свет на то прошлое. Многие события Древней Руси передавались из уст в уста и у меня нет сомнений в том, что их не было, как некоторые историки это пытаются доказать, а все легендарные герои, описываемые в летописях позднего периода, утверждаются в их вымысле. Мы сейчас живем в большом государстве под названием Россия, которое от куда-то взялось и на это были объективные причины появления столь большого, могущественного, от части свирепого государства, и только можем логически-эмпирическим путем догадываться как на самом деле было дело.
Рюрик со товарищами откровенно пришли за деньгами, установить контроль за торговыми путями и им это удалось, а уже побочным эффектом появилось государство под названием Русь. Никто из приближенных к Рюрику конечно же не думал ни о какой государственности, а двигало всеми ими только чувство наживы, захватить и пограбить народы, располагавшиеся на тех землях, куда удалось доплыть на своих дракарах. Именно насилие послужило становлению многих государственных образований. Но, если бы уже не складывались предпосылки внутри самих финно-славянских племен к возникновению государственности, то у варяг-руси ничего бы не вышло, не образовалось бы здесь государство. Как пришли, так и ушли бы. Есть объективные факторы становления государственности у тех или иных народов, и один из наиважнейших – это увеличение внутреннего продукта по Марксу. Появились избытки, появилась возможность продавать их на сторону, а значит и понадобилась физическая сила, чтобы защищаться от нападков агрессивных соседей, а для этого по любому требуется четка иерархическая структура, позволяющая как можно более эффективно решать задачи в сложных обстоятельствах, что собственно и сумели сделать наши предки, создав довольно сильное государство 9-11 веков.
Похоже, что глобальной цели уничтожить какие-то народы или лишить их самостоятельности, варяжские завоеватели перед собой не ставили, наоборот, опыт и навыки выживания племен и народов в сложной климатической зоне приветствовались и поощрялись, превознося в их жизненную копилку мудрость и ремесленное мастерство других народов, находящихся, как и они под единой централизованной властью. Диалектически присутствуют субъективно-объективные предпосылки, отражающие состояние общественных отношений внутри конфедерационных сетей местного народонаселения к моменту прихода варяжской династии к власти, которая смогла остановить намечающуюся сецессию (выход в одностороннем порядке из конфедерации) раннее сформированного торгового союза на всем протяжении логистики перераспределения товаров с севера на юг и обратно на территории восточной Европы. С приходом Рюрика не случилось образования нескольких государств по территориальному признаку, а зародилась и утвердилась в своем генезисе одно великое и могучее централизованное государство в своей потенциальности с единой армией, единой системы налогообложения, где все народы и их племена становились подданными единой страны, сохраняя при этом свою идентичность, с главенствующим на правовом уровне единым для всех государственным аппаратом.
Так антагонистические противоречия между конфедеративными интересами отдельных народов и центричной властью постепенно сходили до уровня неантагонистических социально-бытовых конфликтов. Этот исторический период через боль, насилие, страдания, коренного народонаселения, который начался с удельных племен и постепенно перерос в централизованное единое и могущественное государство, способное себя защитить, благодаря своей уникальной гибкой системе многонационального единства живет, существует и развивается до сих дней, как качественное состояние государственно-организованного сообщества, разнообразного в своем этносе, вопреки всем невзгодам противоречиям, паталогической зависти многих зарубежных стран, агрессии разных недружественных союзов и объединений, на ряду с чем настойчиво решает свои бесконечные внутренние проблемы противоречия социального общежития в фарватера диалектического развития.
Но создав большое сильное государство, Рюриковичи сами же его развали в 11-12 веках на удельные княжества. Чувство наживы и власти послужило в начале становления государства Русь и оно же, это чувство, погубило его. Когда пришли монголы, не было централизованного государства, никто из русских князей по отдельности не мог противостоять восточной орде, но именно это завоевание потом спустя три столетия обернется благом для нового сильного обновленного государственного образования под названием Русское царство, которое перерастёт в империю. Насилие со стороны монгол явилось необходимостью для скрепления разрозненных земель под единым началом московского князя. Русские князья, сами того не осознавая, многое переняли из Улус Джучи и экстраполировали на русскую систему самодержавия, тут хочется привести слова Н.М. Карамзина, который выразился это так: «Русские князья смиренно пресмыкаясь в Орде, возвращались оттуда грозными Властелинами ибо повелевали именем Царя верховного. Одним словом, так рождалось русское самодержавие». И так рождалась новое, довольно свирепое большое государственное образование, распростершееся на два континента (не считая Аляски).
И до сих пор, уже в 21 веке, где в мире торжествует демократия и либеральные ценности, в России сохраняется централизованная система госаппарата, которая удерживает огромную многонациональную страну в единстве. А все потому, что именно тогда, в начале своего становления Российское государство складывалось как единая централизованная система, и все близлежащие народы по неволе вынуждены были втягивались в эти отношения, - власти и человека.
P/S
Хочу отметить еще одно, у каждого народа есть свои легендарные герои, о существовании которых нам известно только из фольклоров, саг, повестей и т.п. народных сказаний и все эти герои только украшают культуру общества. У шумеров был Гильгамеш, у египтян царь Скорпионов, в древней Греции легендарных героев целый пьедестал начиная с Геракла, Одиссея, Ахиллеса и т.д., в Риме конечно же это два брата Ромула и Рем, в Британии король Артур с его рыцарями круглого стола и т.д., и т.п. можно перечислять ушедших личностей, ставших в сознании многих людей богами. И на всех этих сказаниях об легендарных героях воспитывались целые поколения народов. Как сказал К.Г. Юнг: «Не бойтесь мифов, они имеют ценность», так и у России пускай будут Рюрик, Трувор и Синеус, как красивый образ, послуживший началу становления нашей цивилизации. Физически мы не можем доказать их существование, но по Платону, они есть в нашем сознании, а значит так же материальны, как и все остальные доказанные герои ушедших времен.
...
Автор статьи Септен Трион