СТЗ-5: боевой советский трактор, который уважали даже немцы

Работа над трактором универсального назначения, предназначавшегося для использования как в сельском хозяйстве, так и в военных целях, изначально получившего название СТЗ-НАТИ 2ТВ, началась в 1933 году под руководством Вениамина Яковлевича Слонимского в конструкторском бюро, в которое входили как инженеры Сталинградского тракторного завода, так и прикомандированные к ним инженеры НАТИ.

Летом 1935 года опытные образцы трактора СТЗ-5 были показаны высшему руководству Советского Союза и получили одобрение, однако на подготовку его выпуска потребовалось время.

Трактор был создан по традиционной для артиллеристских тягачей компоновке.
Трактор был создан по традиционной для артиллеристских тягачей компоновке.

Серийное производство СТЗ-5 началось в 1937 году, а в 1939-м он был принят на вооружение. Трактор был создан по традиционной для артиллеристских тягачей компоновке: кабина над двигателем, капот размещался между сиденьями механика-водителя и командира расчёта, за кабиной располагался топливный бак и грузовая платформа с откидными бортами, скамейками для размещения расчёта орудия и съёмным брезентовым тентом. Устанавливавшийся на СТЗ-5 двигатель 1МА пускался на бензине электростартёром или пусковой рукояткой, после прогрева переводился на керосин или лигроин.

Рабочее место тракториста.
Рабочее место тракториста.

И, хотя военным не очень нравился СТЗ-5 за недостаточно высокую скорость, неудобство обслуживания двигателя, он мог преодолеть ров глубиной до 1 метра, 80-сантиметровый брод. Мощности рядного карбюраторного четырёхцилиндрового 52-сильного двигателя 1МА хватало, чтобы при буксировке артиллеристских орудий двигаться со скоростью 14 километров в час на шоссе или 10 километров в час на грунтовой дороге. СТЗ-5 использовались для буксировки 76-миллиметровых пушек, 122 и 152-миллиметровых гаубиц, 85-миллиметровых зенитных орудий. Было время, когда на шасси СТЗ-5 устанавливали реактивные миномёты М-13.

Устанавливавшийся на СТЗ-5 двигатель 1МА пускался на бензине электростартёром или пусковой рукояткой.
Устанавливавшийся на СТЗ-5 двигатель 1МА пускался на бензине электростартёром или пусковой рукояткой.

Выпуск этих тягачей был прекращён в августе 1942 года, когда немецкие войска вошли в Сталинград. Всего было изготовлено 9944 артиллеристских тягачей СТЗ-5, из которых 3438 до начала Великой Отечественной войны.

Интересно отметить, что немцы не только охотно эксплуатировали захваченные тягачи СТЗ-5, но и в 1942 году по их образу и подобию создали многоцелевой тягач Štryr RSO, впоследствии ставший прототипом трелёвочного трактора КТ-12.

-4

Демонстрировавшийся артиллерийский тягач СТЗ-5 был изготовлен в 1938 году, восстановлен в Мастерской Евгения Шаманского. В 2017 году его можно было видеть на Олдтаймер-галерее, теперь он украшает выставку «Моторы войны».

Леонид Толмачев, фото автора

Что еще почитать:

«Газон» для фрица: как и из чего делали автомобили для фильмов про войну

«Летающая Шишига»: история десантного ГАЗ-66Б

МВУ-30: уникальный трехколесный МАЗ.

5 КолесоДобро пожаловать на официальный канал журнала «5 Колесо» Здесь вас ждут интересные статьи о колесной технике, исторические факты, а также тест-драйвы и обзоры новинок, советы водителям и другая полезная информация. Подписывайтесь, будет интересно!
49,1K подписчиков