В одной из предыдущих публикация, я рассказал о том, что обложка альбома знаменитого американского джазового композитора и пианиста Дэйва Грусина - "Dave Grusin. One Of A Kind", выпущенного в 1978 году, оказалась очень похожа на компакт-диск Игоря Корнелюка с музыкой из фильма «Тарас Бульба», изданный питерской фирмой Bomba-Piter в 2010 году и пообещал рассказать о музыке из этого фильма.
Вне всякого сомнения, саундтрек фильма «Тарас Бульба» (2009 год) заслуживает отдельного рассказа. Приглашение Игоря Корнелюка для написания саундтрека фильма «Тарас Бульба» со стороны именитого режиссера Владимира Бортко выглядело более чем логично. Вместе они уже работали над такими картинами, как «Бандитский Петербург», «Идиот», «Мастер и Маргарита». И если в «Бандитском Петербурге» Корнелюк всё-же больше запомнился как автор и исполнитель песни, ставший лейтмотивом сериала, то после «Идиота», и особенно после «Мастера и Маргариты», об Игоре заговорили, как о серьёзном кинокомпозиторе.
Написание музыки для исторического фильма – та еще проблема и головная боль. Музыкальный материал должен соответствовать тому времени, в котором происходят события фильма, и при этом звучать современно. Тут важно соблюсти баланс, иметь чувство вкуса и меры. Для меня эталонными саундтреками для фильмов, на историческую тематику, служат саундтреки Вангелиса к фильму «1492: Завоевание рая», Ханса Циммера к «Гладиатору», из отечественных – саундтреки Алексея Рыбникова к «Острову сокровищ» и «Василию Буслаеву».
И, надо сказать, к написанию саундтрека для исторического фильма Игорь Евгеньевич подошёл очень ответственно. Работал над ним более года. Для создания главной темы фильма Игорь использовал подлинный старинный православный Псалом VI века.
Было сочинено и записано большое количество инструментальных и вокальных номеров. Корнелюк постарался проиллюстрировать музыкой почти каждый эпизод фильма. Украшением фильма стала красивая песня на польском языке.
В итоге... ссора с режиссёром из-за того, что тот самостоятельно поменял порядок музыкальных номеров, а часть из них вообще не вошла в фильм. Корнелюк даже позволил себе сделать несколько резких высказываний в адрес режиссёра, вплоть до обвинений в воровстве, и обещаний отозвать у съемочной группы права на музыку и никогда больше не работать с Бортко. На премьеру фильма композитор не пришёл. Позже и Бортко, и Корнелюк будут отрицать факт серьёзной ссоры, говоря о том, что это были всего лишь творческие разногласия. Так это или нет, но на свои последующие фильмы Бортко пригласил маститых Дашкевича и Дунаевского. Да и у Карнелюка после этого фильма сколько-нибудь значимых работ в кино не случилось. Прямо по Гоголю - режиссёр, "породивший" Корнелюка, как кинокомпозитора, его же и... Впрочем, хочется в данном случае ошибиться.
Безусловно, Игорь Евгеньевич очень талантливый музыкант и композитор, он сумел создать интересный саундтрек. Есть яркие и запоминающиеся мелодии, есть красивая песня, полностью соответствующая духу и стилю фильма.
Но при этом меня раздражает «пластмассовое» звучание саундтрека. При возможности сравните музыку «Тараса Бульбы» с саундреком композитора Кшесимира Дембского из близкого по смыслу и времени действия польского сериала «Огнём и мечом». Там есть ощущение аутентичности материала, полного соответствия времени. У Корнелюка я это не почувствовал. Вероятно, подобного эффекта тяжело добиться без высококлассных исполнителей. Судя по информации на диске, из «живых» инструментов были привлечены два мужских хора, актеры Михаил Боярский, Магдалена Мельцаж, пан-флейта (Олег Минаков) и скрипка (Мария Бессонова). Это значит, что все остальные инструменты, звучащие в саундтреке (цимбалы, бандуры, ударные, духовые и пр.) взяты из электронных библиотек или сымитированы на синтезаторах? Не уверен, что это правильный подход. Писать саундтрек для фильма на историческую тематику без использования этнических музыкальных инструментов… Это, как минимум, обедняет звуковую палитру. И никакие сэмплы никогда не заменят условных Дживана Гаспаряна («Гладиатор») или Броиса Базурова («Василий Буслаев»). И дело тут, разумеется, не только в бюджете картины. Уверен, что можно было найти толковых исполнителей на народных инструментах, готовых сыграть за одно упоминание в титрах!
Местами композиции звучат, как будто их изъяли из фильма «Мастер и Маргарита». Сложилось ощущение, что Игорь Евгеньевич не захотел расставаться со звуковым решением, принесшим ему успех ранее.
Возможно, это моё субъективное восприятие, так как мне не удалось посмотреть фильм на большом экране, а домашняя аппаратура не всегда позволяет полностью передать замысел композитора, а вернее, саундизайнера. Ведь, повторюсь, как к композитору к Корнелюку у меня вопросов нет.
Спустя год после премьеры фильма и релиза фильма на DVD, в 2010 компания «Бомба-Питер» выпускает компакт-диск с записью саундтрека, включая не вошедшие в фильм номера. Сразу бросилось в глаза, что на обложке кроме фразы «Музыка к фильму Тарас Бульба» ничего не напоминает о картине Бортко. Нет ни одного кадра из фильма, нет упоминания режиссёра и продюсеров, нет даже фотографий актеров, исполнивших не только роли в фильме, но и песни «за кадром». И даже конь на обложке компакт-диска прямая противоположность коню на официальной афише фильма. Как правило, саундтреки выпускают в ходе рекламной компании фильма, сразу после начала проката, или в едином пакете с выпуском DVD. В нашем случае диск вышел спустя год после премьеры фильма. Налицо или размолвка создателей или полное отсутствие заинтересованности. Кстати, на официальном сайте композитора на странице с музыкой из фильма кадры из картины представлены.
Оформление диска тоже неоднозначное. Я уже сказал, что визуально оно напоминает альбом "Dave Grusin. One Of A Kind". В одном из интервью Игорь сказал, что у него был период в юности, когда он слушал только джаз. Неужели Игорь Корнелюк таким образом отдал дань уважения Дейву Грусину? Всё может быть.
Есть и другие «косяки» оформления альбома - не самое удачное фото Корнелюка, подслеповатый шрифт, картинка с явными следами фотошопа. Как по мне – дизайн любительского уровня.
Как бы там не было, в моей фонотеке этот диск, пожалуй, не более чем некий артефакт, редко используемый по прямому назначению.
Смотрите хорошее кино, слушайте хорошую музыку и не забывайте подписаться на канал Записки Шурика.