Найти тему
Noogen

Отвечая на важные вопросы: полезно ли блуждание ума?

Когда речь заходит о размышлениях, возникает ряд вопросов. Арно Делорм, доктор философии, ученый и автор книги «Почему наши умы блуждают: как понять науку и научиться фокусировать свои мысли», делится своими ответами на некоторые часто задаваемые вопросы о блуждании ума.

Самое большое заблуждение относительно размышлений ума заключается в том, что оно совершенно контрпродуктивно и является пустой тратой умственной энергии. Вопрошание или размышление может помешать концентрации внимания и выполнению задач, затрудняя тем самым решение неотложных задач, но оно также имеет значительные преимущества.

Блуждание ума позволяет мозгу отдохнуть и восстановиться после продолжительных периодов концентрации внимания, способствуя психическому здоровью и благополучию. Оно также играет решающую роль в творчестве и решении общих проблем, позволяя разуму исследовать различные идеи, формировать новые связи и рассматривать различные точки зрения, к которым он мог бы не получить доступ, если бы сосредоточился исключительно на конкретной задаче. Это может привести к инновационным решениям и творческим открытиям, которые в противном случае остались бы неисследованными.

Отвлеченное размышление может быть полезным в определенных обстоятельствах, но иногда оно может быть весьма утомительным. Чтобы уменьшить блуждание ума во время учебы или решения скучных задач, можно использовать несколько стратегий:

  • Постановка четких целей. Четкое определение целей каждой учебной сессии может помочь сохранить концентрацию и дать ощущение направления. Когда цели конкретны и достижимы, становится легче не сбиться с пути и отслеживать прогресс.
  • Делайте перерывы. Внедрение таких методов, как метод Pomodoro, при котором учебные занятия разбиваются на интервалы (например, 25 минут целенаправленного обучения, за которыми следует 5-минутный перерыв), может помочь контролировать концентрацию внимания и снизить утомляемость.
  • Создание привлекательной среды. Уменьшение внешних отвлекающих факторов, таких как шум или беспорядок, и создание учебной среды, более способствующей концентрации, может значительно улучшить концентрацию внимания. Использование таких инструментов, как фоновая музыка или белый шум, также может помочь удержать внимание.
  • Активное участие. Такие методы, как обобщение информации, задавание вопросов и преподавание материала кому-то другому, могут сделать обучение более интерактивным и увлекательным, тем самым уменьшая вероятность блуждания мыслей.
  • Практики осознанности. Занятия на осознанность, такие как медитация или сосредоточенное дыхание, могут улучшить общую концентрацию и уменьшить частоту эпизодов блуждания ума, тренируя ум оставаться в настоящем моменте.

Будьте терпеливы к себе, когда ваши мысли рассредоточены, значит активна другая естественная часть человеческого опыта, а это, в свою очередь, не то, что вам нужно полностью контролировать. Примите тот факт, что произойдет блуждание ума, и сосредоточьтесь на том, чтобы сделать все возможное, чтобы мягко вернуть свое внимание, не осуждая себя.

Размышление или отвлечение ума глубоко переплетено с творчеством. Когда ум блуждает, он позволяет мыслям и идеям свободно течь, часто исследуя области, которые не имеют непосредственного отношения к поставленной задаче. Это психическое состояние позволяет мозгу создавать новые связи и ассоциации между, казалось бы, несвязанными понятиями.

Например, творческое решение проблем и инновационное мышление часто возникают в моменты, когда ум не сосредоточен на конкретной задаче, например, когда деловой человек, занимаясь своим хобби, таким как рисование или садоводство, может разработать творческую маркетинговую стратегию, которая не была реализована. это случалось с ними раньше. Эти периоды ненаправленного мышления могут привести к спонтанным озарениям и прорывам.

Блуждание ума действительно более вероятно, когда люди страдают от тревоги и депрессии. Люди с этими заболеваниями склонны испытывать частые и навязчивые мысли, часто сосредотачиваясь на негативных прошлых событиях, беспокойстве о будущем или самокритичных размышлениях. Такое блуждание ума может увековечить и усугубить расстройства настроения, усиливая негативные модели мышления и мешая им полностью погрузиться в настоящий момент. Исследования показывают, что содержание блуждающих мыслей у тревожных или депрессивных людей обычно более негативное, что способствует возникновению цикла размышлений, которые могут ухудшить их психическое здоровье.

Крайне важно избегать того, что Джон Кабат-Зинн называет «второй стрелой» мысленных суждений — самокритики и негативных разговоров о наличии навязчивых мыслей. Хотя человек может страдать от этих навязчивых мыслей, важно не корить себя из-за них, поскольку это может усилить страдания и ухудшить ситуацию.

Чрезмерное блуждание ума может помешать повседневной деятельности, академической и профессиональной успеваемости, а также общему психическому здоровью. Баланс между периодами сосредоточенного внимания и периодами блуждания ума является ключом к поддержанию когнитивного здоровья и продуктивности.

Нейрофизиология размышлений

Например, СДВГ тесно связан с активным размышлением ума. Люди с СДВГ часто испытывают более частые и интенсивные эпизоды блуждания ума, из-за чего им становится сложнее сохранять концентрацию на задачах.

СДВГ характеризуется такими симптомами, как невнимательность, гиперактивность и импульсивность, которые могут усугубить склонность ума к дрейфу. Стратегии борьбы с блужданием ума, связанным с СДВГ, включают изменение поведения, практики осознанности, а иногда и медикаментозное лечение, и все они направлены на улучшение концентрации и снижение воздействия непроизвольных мыслей.

Блуждание ума имеет и эволюционную пользу. Этот когнитивный процесс позволяет переключать внимание, гарантируя, что с течением времени будет уделяться внимание различным мыслям и приоритетам. Для древних людей этот механизм мог иметь решающее значение для выживания, позволяя им сохранять бдительность и адаптироваться к меняющейся окружающей среде.

Это возможно, помогло нашим предкам планировать будущее, помнить прошлый опыт и реагировать на непосредственные угрозы или возможности. Позволяя разуму исследовать различные сценарии и возможности, что способствовало развитию способностей к решению проблем и принятию решений, что улучшало выживаемость и адаптируемость.

Кроме того, отвлеченное размышление или вопрошание может служить периодом отдыха для мозга, подобно тому, как физический отдых приносит пользу телу. В эти моменты мозг может заниматься домашними делами, такими как очистка от продуктов метаболизма, которые накапливаются в периоды сосредоточенного внимания.

Этот процесс очищения имеет решающее значение для поддержания общего здоровья и функционирования мозга. Давая мозгу время на отдых и восстановление сил, блуждание ума помогает обеспечить доступность когнитивных ресурсов тогда, когда они больше всего необходимы. Это время простоя позволяет нейронным сетям перезапуститься и может предотвратить умственную усталость, тем самым улучшая когнитивные способности и устойчивость. Следовательно, способность позволять разуму блуждать не только способствует творчеству и решению проблем, но также играет жизненно важную роль в поддержании долгосрочного психического и неврологического здоровья.

С одной стороны, блуждание ума зарождается в мозге и задействует различные нейронные сети, в частности есть сеть режима по умолчанию (DMN). DMN-режим активен, когда мозг находится в состоянии покоя и не сосредоточен на внешней среде. Исследования визуализации мозга, например, с использованием фМРТ, показали определенные закономерности активности, связанные с эпизодами блуждания ума. Эти исследования показывают, что мозг остается очень активным в периоды блуждания ума, при этом разные его участки обмениваются информацией и интегрируют ее. Понимание этих нейронных механизмов дает представление о том, как мозг генерирует спонтанные мысли и какие когнитивные функции они выполняют.

С другой стороны, некоторые теории предполагают, что блуждание ума может быть не полностью основано на мозге и может включать внешние источники информации. Сообщения о таких явлениях, как телепатия и опыт людей, которые, кажется, получают доступ к информации за пределами их непосредственного сенсорного окружения, бросают вызов представлению о том, что все мысли возникают исключительно в мозге.

Например, случай с «близнецами Джимами», которые продемонстрировали удивительно похожий жизненный выбор, несмотря на то, что их разлучили при рождении, поднимает вопросы о том, в какой степени на наши мысли и поведение влияют факторы, находящиеся вне мозга.