21,9K подписчиков

Да что творят Китайцы: В России их автомобили стоят миллионы, а в Китае их просто выбрасывают на свалку (рассказываю почему)

644 прочитали

Представьте себе картину: заброшенный электрокар на окраине китайского городка. Сквозь его кузов пробивается куст, словно природа пытается вернуть себе то, что когда-то у нее отняли. И это не единичный случай - вокруг десятки таких же машин, многие из которых уже почти полностью скрыты под зеленью.

Стоянка брошенных авто в китае
Стоянка брошенных авто в китае

Эта сцена - часть большой проблемы, с которой столкнулся Китай. По всей стране появляются огромные "кладбища" электромобилей. Недавно журналисты из Bloomberg решили разобраться в этом вопросе, после того как в сети начали распространяться фотографии этих жутковатых автомобильных "кладбищ".

Почему же столько электрокаров оказалось брошенными? Версий много. Кто-то винит автопроизводителей, якобы выпускающих ненужные машины ради господдержки. Другие считают, что электромобили просто не оправдали ожиданий.

Эта ситуация невольно напоминает недавнюю историю с велосипедами. Помните, как после краха сервисов аренды по всему Китаю образовались огромные свалки двухколесного транспорта?

Власти Китая обещают разобраться с проблемой брошенных электрокаров. Но пока что-то не очень получается. А местные СМИ и вовсе пытаются убедить всех, что ничего страшного не происходит. Мол, машины-то уже не новые, чего о них переживать.

Автомобильные кладбища

Приезжаете вы в Ханчжоу, красивый китайский город. И вдруг натыкаетесь на жуткое зрелище - тысячи брошенных электромобилей. Они стоят, прижавшись друг к другу, как сардины в банке. А некоторые и вовсе громоздятся друг на друга, словно в каком-то странном автомобильном тетрисе.

Самое удивительное, что среди этих "автомобильных кладбищ" можно найти машины разных возрастов. Есть тут старички с голубыми номерами - им уже лет шесть, не меньше. А рядом притулились и совсем свеженькие, с зелеными номерами, которые ввели в конце 2017-го.

Брошенные автомобили
Брошенные автомобили

Знаете, что самое странное?

Некоторые из этих брошенных электрокаров еще совсем недавно бегали по дорогам. На лобовых стеклах можно разглядеть наклейки о прохождении техосмотра за прошлый год. А кое-где даже висят памятки о мерах безопасности во время пандемии. Представляете? Машина еще вчера возила людей, а сегодня уже стоит никому не нужная, зарастая кустами.

Все это выглядит как-то неправильно, согласитесь? Вроде бы Китай - лидер в производстве электромобилей. Весь мир на них смотрит, учится. А тут такое... Похоже, в погоне за количеством они как-то упустили вопрос качества и долговечности.

Каждому китайцу по смартфону электромобилю

Аж 13 миллионов машин! Это ж как если бы каждый житель Москвы вдруг пересел на электромобиль, да еще и соседу подарил.

А как они рванули вперед! В 2016 году продали 300 тысяч электрокаров. Звучит неплохо, да? Но это так, разминка была. К 2020-му уже миллион в год толкали. А в прошлом году - 6 миллионов!

Каждому по электромобилю
Каждому по электромобилю

Это ж как если бы каждый десятый россиянин вдруг решил купить себе электромобиль. За год! И ведь не собираются останавливаться. В этом году планируют продать 8 миллионов. Ребята, вы не перегреетесь?

Знаете, что самое забавное? Китайцы свой план на 2025 год уже перевыполнили. Хотели, чтобы каждая пятая машина была электрической. А уже сейчас почти каждая третья - на электричестве или гибрид.

Но глядя на эти цифры, я не могу отделаться от мысли: "А куда они все эти машины девать будут?" Ведь если каждый год выпускать миллионы новых электрокаров, старые-то куда? Неужели все на те "кладбища", что мы видели в Ханчжоу?

Может, китайцам стоит притормозить и подумать не только о количестве, но и о качестве? Ведь электромобиль - это не смартфон, его каждый год не поменяешь. Или у них там другие планы?

Положительные моменты

Знаете, в каждой бочке дегтя есть своя ложка меда. Вот и тут, несмотря на все проблемы электромобилей, есть и положительные моменты.

Во-первых, эти каршеринговые сервисы, хоть и не очень удачные, сыграли роль... учителей. Люди ездили на этих электрокарах, привыкали к ним. И теперь в Китае сформировался огромный рынок электромобилей. 13 миллионов машин.

Во-вторых, все эти субсидии и массовые закупки помогли производителям развиваться. Они вкладывали деньги в разработки, и вот результат - китайские электрокары теперь не уступают мировым брендам.

Но, конечно, нельзя закрывать глаза на проблемы. Чтобы сделать одну батарею для электромобиля, нужно добыть кучу редких металлов. А теперь эти батареи просто гниют в полях. И если машина не проездила хотя бы несколько лет, то пользы для экологии от нее ноль. Даже хуже - только вред.

Те самые кусты в которых стоят авто
Те самые кусты в которых стоят авто

Но есть и хорошая новость: эти брошенные машины можно переработать. И не просто можно, а нужно! Ведь в них полно ценных материалов, за которые сейчас идет настоящая охота на мировом рынке.

Как сказал один из экспертов: "Эти старые машины должны были умереть. Они просто заслуживают похорон получше".

Что мы можем вынести из этой истории?

Пока давайте надеяться, что Китай найдет способ грамотно утилизировать эти горы электрокаров. И, может быть, их опыт поможет другим странам избежать подобных ошибок в будущем.

Возможно подошел бы вариант утилизации с безвозмездной отправкой в Россию. Как думаете? Напишите в комментариях!