Производство анимационных сцен
Давайте вместе рассмотрим процесс работы над сценами в производственном пайплайне студии. В зависимости от выбранной техники и стилистики проекта, процесс и количество этапов могут отличаться. Так, например, в ригованной анимации будет этап установки персонажного рига в заранее прорисованные позы. В сравнении с классической анимационной техникой, в ригованной и паперлесс техниках будет отсутствовать этап клинапа и покраса, так как есть другой этап правильной подготовки к реюзу. Конечно, если сцена уникальная и содержит рисованные эффекты, то будем работать по классической схеме.
Анимация — это трудоемкий и кропотливый процесс, требующий внимания к деталям и четкого понимания тайминга и спейсинга. Каждый кадр должен быть тщательно проработан, чтобы анимация получилась плавной и правдоподобной. Это особенность классической анимационной техники, когда аниматоры рисуют каждый кадр поэтапно несколько раз, проходя от скетча к раф-анимации, клинапу и колорингу.
Очень важно получать апрув своей работы на каждом этапе, так как чем дальше продвинется работа над шотом, тем дороже будут правки. Именно поэтому стоит четко понимать, какой специалист и в какой момент работы над шотом выполняет ту или иную задачу. В зависимости от студии и размера команды, некоторые работы могут выполняться одним аниматором или могут быть поделены в зависимости от знаний и опыта.
Если в сцене предполагаются эффекты или дополнительное освещение, то их планирование должно быть осуществлено еще на этапе пре-продакшена.
Давайте рассмотрим некоторые этапы, которые можно применить к любой сцене, и следование процессу поможет сильно сэкономить время.
Layout & Background
Сборка сцены (Setup scene)
Специалисты по монтажу сцен служат связующим звеном между всеми отделами. Они импортируют звук, раскадровки, анимацию, фоны и риги для каждой отдельной сцены и собирают их в один файл.
Создание сцены — ключевой этап в производственном процессе. Когда аниматоры приступают к работе над сценой, все уже готово. Им не нужно тратить время на поиски в сотне разных папок. Это идеальный пайплайн крупных студий, но в маленьких будьте готовы к тому, что вам нужно научиться это делать. Сборка сцен и работа в правильном пайплайне над сценами сильно ускоряет работу над шотами. Вот почему, начиная с первых учебных блоков любых анимационных программ, мы учим студентов всем этапам на курсах анимации.
Layout — это, по сути, черно-белый рисунок или черно-белая версия фона для понимания, где будет происходить действие в локации. Здесь важна не столько прорисовка или цвет, сколько четкое понимание перспективы, композиции, высоты и расположения объектов в пространстве. На данном этапе планируется размер фона и связь его с движением камеры. Также в кадр помещаются размерные зарисовки или макетные скриншоты персонажей в соответствии с линейкой.
Далее, по подготовленным материалам и опираясь на сториборд или аниматик, аниматор начинает работу над раф-анимацией ключевых поз для персонажей с учетом их анатомии и пропорций. Для каждой сцены начало и срез позы должны идеально совпадать с предыдущей и следующей сценой или продолжать повествование с другого ракурса камеры. Для этого этапа работы над анимацией очень важно уметь читать и понимать раскадровку.
Но давайте вернемся к работе над фоном, так как этот процесс ведется параллельно с черновой анимацией и другим арт-отделом.
Когда определены ракурсы локации, перспектива и положение камеры, художники могут приступить к подготовке фона для конкретных шотов. На этом этапе не столько заботятся о цвете и текстурах, сколько сосредотачиваются на прорисовке четких линий фона в полутонах, отмечают начальные и конечные позы персонажей, обозначают безопасные зоны и позиции камеры.
Далее следует этап колоринга, добавления теней и света, утверждения визуала финальной версии фона и подготовки для импорта в анимационные программы.
Следующий этап — распределение и группировка слоев фона по планам, чтобы, например, можно было собрать BG Build в пространстве программы Toon Boom Harmony или Adobe Animate, настроить параллакс и собрать коробку по системе оригами. В зависимости от типа шота (сцены) и происходящего в ней, ведется планирование и подготовка кусочков фона.
На этом этапе производства анимации используются цвета и освещение для создания окончательного рисованного фона. Художники по фону накладывают текстуру, тени и освещение, чтобы создать соответствующее настроение в зависимости от того, что происходит в сюжете. Например, кухня будет выглядеть совершенно по-разному утром, днем и ночью из-за того, как меняется освещение.
Здесь важно понять, что фон — это не просто плоская картинка, а полноценный сложно-структурный проект, который должен быть выполнен в соответствии с требованиями студии, чтобы на следующих этапах аниматоры и специалисты по композитингу вообще могли хоть что-то с ним сделать. Если вы никогда ранее не работали в производстве или не обучались на курсах по фонам (environmental design), то первое, с чего стоит начать — это изучить процесс производства и понять, какие отделы и как потом будут работать с вашими фонами, в каких программах.
Далее подготовленный фон загружается в анимационную сцену, и вместе с ним уже аниматор начинает работу над клинапом анимации или над этапом key pose, если речь идет о ригованной анимации.
Наш совет — по возможности анимировать персонажей уже сразу в локации с финальными предметами и пропсами, так как при работе с 2,5D пространством нужно думать не только о красоте позы, но и о том, чтобы персонаж правильно размещался в пространстве относительно фона.
Ригги (Rigging)
Давайте немного затронем такое понятие, как риггинг — это процесс создания цифровых марионеток персонажей. В зависимости от сложности дизайна героя риг может быть простым или сложным. Риггер в основе берет у дизайнеров модельные листы персонажей и предметов, которыми пользуются герои во время анимации, и на основе этого создается схема инструментами программы. В ригге каждую часть персонажа можно включать в схему отдельно: глаза, волосы, руки, ноги и т. д.
Это позволяет аниматорам просто перемещать детали, устанавливая ключевые кадры, а не перерисовывать все по нескольку раз. В зависимости от выбранной стилистики риги собираются по разным конструктивным схемам и иерархии, так как риги на констрейнах не дадут ту свободу и плавность анимации, как в хороших анимационных проектах, где не отличишь ригованную анимацию от рисованного покадра. И это крайне важно понимать, когда вы ищете исполнителя и смотрите портфолио после обучения на курсах по риггингу.
Анимация (Animation)
Когда некоторые из макетов уже готовы, аниматоры могут использовать их в качестве “грубого фона” для своих персонажей. Используя навыки рисования, актерское мастерство, навыки работы с анимационными программами и, самое главное, принципы анимации, аниматор сможет заставить своих персонажей “действовать” в заданных сценах, ничем не отличаясь от того, как это делает актер в живом кино. Аниматоры приступают к созданию реальных сцен. Если они используют цифровые марионетки (ригги), они будут тратить время на покадровое перемещение каждой детали в анимационной программе, а не на рисование. Но для того, чтобы анимация выглядела реалистично и правдоподобно, им все равно необходимо хорошо знать механику тела, свойства физических объектов и актерское мастерство.
Если человек поднимает руку, то ключица поднимается под углом, и это также влияет на плечо и лопатку, поэтому, если у вас есть цифровая кукла (ригг), которая поднимает руку, чтобы поздороваться, аниматорам нужно анимировать эту лопатку. Иначе она будет выглядеть жесткой и странной. Также нужно создавать форму рта под звуки и выражение лица для диалога.
Знакомство с производственным процессом анимации является ключевым моментом, но также важно получить практическое обучение у опытных аниматоров. Учебные программы анимацонных школ и особенно от преподавателей Harmony Dudes по 2.5D-анимации помогают студентам овладеть софтом и техниками, необходимыми для входа в индустрию.
В следующих статьях мы рассмотрим оставшиеся этапы, а также начнем разбирать более подробно некоторые важные производственные темы! Если у вас есть предложения для новых публикаций или вы ищете еще больше информации про анимационную индустрию, то советуем найти наш YouTube-канал Harmony Dudes! Ждем вас на наших вебинарах и мастер-классах!