4,5K подписчиков

“Унесённые необыкновенной судьбой в лазурное море в августе” (1974): Остров проклятых

219 прочитали

Название на итальянском: Travolti da un insolito destino nell'azzurro mare d'agosto

Название на английском: Swept Away by an Unusual Destiny in the Blue Sea of August

***

Романтическая драма “Унесённые необыкновенной судьбой в лазурное море в августе” поставлена итальянским режиссёром Линой Вертмюллер (Lina Wertmüller). В 2002 году Гай Ричи выпустил “Унесённые” (Swept Away), ремейк с Мадонной в главной роли, основанный на сюжете этого итальянского прокатного хита 70х. Правда, Вертмюллер в титрах указана не была. Но роль моряка, пытающегося самоутвердиться перед богачкой, выброшенной на берег из роскошной жизни, исполнил Адриано Джаннини, сын актёра, который играл ту же роль в оригинальном фильме.

Вариант постера к фильму “Унесённые необыкновенной судьбой в лазурное море в августе”
Вариант постера к фильму “Унесённые необыкновенной судьбой в лазурное море в августе”

Джанкарло Джаннини, отец Адриано, и Марианджела Мелато, его партнёрша по “Унесённым …”, были музами режиссёра, кого она часто приглашала в своё кино.

Лина Вертмюллер – это первая женщина, которая получила номинацию на премию Oscar 1977 года в категории “Лучший режиссёр”. Её номинировали за драму/комедию “Паскуалино “Семь красоток” (1975, Pasqualino Settebellezze). А в 2019 году она получила почётный Oscar.

Федерико Феллини был её наставником в золотой век итальянского кинематографа, и она завоевала признание международной аудитории и критиков благодаря ряду успешных фильмов, выпущенных в 70-е.

Что забавно, но большинство её фильмов имеют очень длинное название, подобное фильму о приключениях богачки с яхты и бедного моряка. Они сами по себе словно в стиле Twitter дают ёмкое описание сюжета.

Например:

  • “Летняя ночь с греческим профилем, миндалевидными глазами и запахом базилика” (1986, Notte d'estate con profilo greco, occhi a mandorla e odore di basilica)
  • “Фильм любви и анархии, или Сегодня в десять утра на Виа деи Фьори в известном доме терпимости” (1973, Film d'amore e d'anarchia, ovvero “stamattina alle 10 in via dei Fiori nella nota casa di tolleranza...”)
  • “Шутка судьбы, подстерегающей в засаде, словно бандит с большой дороги” (1983, Scherzo del destino in agguato dietro l'angolo come un brigante da strada)
  • “Конец света в нашей супружеской постели однажды дождливой ночью” (1978, La fine del mondo nel nostro solito letto in una notte piena di pioggia)
  • “Кровавая стычка между двумя мужчинами из-за вдовы – подозреваются политические мотивы” (1978, Fatto di sangue fra due uomini per causa di una vedova - si sospettano moventi politici)

Сюжет романтической драмы “Унесённые...”

Богатая сеньора Рафаэлла Павонна Ланцетти (Марианджела Мелато) арендовала яхту, чтобы отдохнуть в Средиземном море в компании своих друзей.

Марианджела Мелато в роли Рафаэллы
Марианджела Мелато в роли Рафаэллы

В экипаже оказался моряк Дженнорино Каррункио (Джанкарло Джаннини), который невзлюбил Рафаэллу за её острые антикоммунистические высказывания и за бесконечные претензии к его труду.

Джанкарло Джаннини в роли Дженнорино
Джанкарло Джаннини в роли Дженнорино

Ни Рафаэлла, ни Дженнорино не думали, что им представиться случай оказаться наедине и выяснить отношения лицом к лицу, но хитрая судьба устроила им такую возможность.

Своевольная Рафаэлла заставила Дженнорино доставить её к бухте, чтобы она могла искупаться. По пути мотор лодки глохнет, и из-за сильных ветра и течения лодку уносит далеко в море. Через три дня они достигают необитаемого острова.

Мысли и впечатления после просмотра

На самом деле, можно привести в пример ещё один фильм, в котором богатая дамочка с яхты попалась в руки простого парня на перевоспитание, это “За бортом” (1987, Overboard) Гэрри Маршалла. Обычный плотник Дин Профитт вступает в конфликт с Джоанной Стэнтон из-за того, что она отказалась оплатить его работу – шкаф для гардеробной. Её не устроило, что он выполнил его из дуба, а должен был использовать кедр, чтобы внутри не завелась моль. Их перепалка завершилась взаимными оскорблениями и тем, что ящик с инструментами и сам Дин оказались в море, потому что их туда вытолкала Джоанна.

Общая черта между историей Вертмюллер и Гэрри Маршалла – это столкновение капиталиста и пролетария, их вселенское непонимание структуры жизней друг друга. Когда они оказываются волею судеб на одной территории, да ещё и вынуждены обменяться репликами, их неприязнь можно потрогать. Капиталист выражает презрение, что потные рабочие портят вид на красивую жизнь, а последние кипят внутри от злости, что их собеседник незаслуженно имеет свои миллионы, на которые приобретает излишества, то есть всё, без чего можно прожить. А самое главное – богач не видит человека в бедняке, использует его как неодушевлённый предмет, включает и выключает как функцию, чем оскорбляет человеческое достоинство.

И, если “За бортом” – это действительно забавная история с шутками и остроумными ситуациями, то “Унесённые …..” Вертмюллер – очень жёсткая и жестокая месть бедняка. Сценарий романтической комедии Маршалла выстраивает равноценное поступку Джоанны возмездие от Дина. Она несправедливо отвергла его труд, оставив его без оплаты, она выбросила его инструменты, в отместку он заставил её убираться в своём доме и воспитывать своих четверых сыновей (собственно, отработать ту сумму, которую она ему должна за шкаф). Для неё как богачки – это наказание – быть домохозяйкой, но в масштабах жизни – он просто на время показал ей самую обычную жизнь.

Но Вертмюллер предложила очень спорную историю, равнодушной она точно оставить не сможет. Всё начинается безобидно – богатая и красивая Рафаэлла, как и ожидается от женщины её положения, командует, не желает, чтобы оспаривали её желания, не упускает возможности указать прислуге место. Она озвучивает всё, что мешает ей чувствовать комфорт (вообще, это справедливо): подогретый кофе подавать нельзя, нужно сварить свежий; спагетти должны быть аль-денте; от вещей моряков не должно исходить запаха пота; желательно, чтобы они не попадались ей на глаза. Дженнорино злится на Рафаэллу из-за её политических взглядов, он ненавидит (но тайно вожделеет) женщин подобных ей, потому что они ведут себя как мужчины – играют в карты, курят и пьют, а ещё у них есть образование. “Зачем им образование? У них и так язык без костей. Женщине место на кухне”, – заявляет он.

Дженнорино заставляет Рафаэллу прислуживать ему
Дженнорино заставляет Рафаэллу прислуживать ему

Безусловно, на своей территории каждый человек чувствует себя уверенным. Рафаэлла была хозяйкой положения на яхте. Она оплатила этот круиз, она в себе уверена, она имеет свою точку зрения на жизнь и политику, она не боится об этом говорить. Можно ли её обвинять в том, что она богата? Можно ли ставить ей в вину в целом вселенскую несправедливость, что кто-то имеет меньше денег, чем она, или вообще не имеет? По моему мнению, Рафаэлла не виновата и может жить как угодно. Но Лина Вертмюллер предлагает ситуацию, когда бедный моряк Дженнорино на полную катушку решает использовать ситуацию в свою пользу (при этом дома его ждут жена и дети, которых он готов предать).

Когда они оказываются на необитаемом острове, где, разумеется, нет магистрали, отеля, бутиков и телефона, он становится господином – мистером Каррункио – а она его служанкой, которая должна сносить физические побои, слушать оскорбления, выполнять приказы и благодарить, что он позволяет ей прислуживать ему (Целуй руку хозяину). Как мне показалось, Вертмюллер рассуждает в своей истории о животных разной степени осознанности и воспитания. В её истории выстроена фантазия, когда капиталиста сокрушает пролетарий, он ловит шанс, чтобы отомстить, заставив богача кланяться и целовать руки и ступни ног.

Они привыкают к ситуации и начинают испытывать извращённое удовольствие от происходящего. Сначала Рафаэлла испытывает голод, потому что ничего не ела четыре дня, потом она начинает испытывать голод другого плана, чем Дженнорино тоже с готовностью пользуется. Он может унизить её не только как богачку, которая потеряла свои ресурсы и оказалась на чуждой территории, но и как женщину, превратив в наложницу, которая должна просить его, своего господина, лечь с ней.

Он решает самоутвердиться по максимуму, получить как можно больше от женщины, с которой бы ему никогда не удалось завести отношений на её территории. Как-то странно это выглядит, на самом деле. И мало отличается от поведения маньяка, который насилует бесчувственное тело своей жертвы. Вертмюллер сейчас бы не снискала поддержки своим фильмом, потому что показывает женщину покорным созданием со склонностью к мазохизму. А мужчину она показывает слабаком, который пользуется ситуацией, а не ведёт себя как добытчик или рыцарь. Но она очень смелый режиссёр, такая же неудержимая в своих высказываниях, как и её Рафаэлла Павонна Ланцетти со своими рассуждениями о политическом и социально-классовом расколе, она создаёт ситуации, которые скорее вызовут спор, чем оставят спокойным после просмотра.

В широком смысле этот фильм представляет собой метафору кораблекрушения, когда общественные устои рушатся, и ситуация переворачивается с ног на голову – господа становятся слугами, их “имеют” вчерашние потные пролетарии. А господа, которые, по мнению бедняков, все извращенцы в своих спальнях, конечно, получают удовольствие в новой для себя ситуации. Рафаэлла в одну из их страстных ночей просит Дженнорино заняться с ней содомской любовью, чем и подтверждает догадки. Это всё же комедия отчасти, потому без карикатурных саркастических ноток никак не обойтись. Все друг друга ненавидят и проклинают, но вынуждены общаться и вступать в сотрудничество, каким бы оно ни было.

В итоге эта фантазия, или фантасмагория, заканчивается. Рафаэлла и Дженнорино возвращаются каждый в свой “угол ринга”. Только на необитаемом острове богатые и бедные могут жить вместе в любви. Что и требовалось доказать.