Найти тему
Владимир Денисов

Наша Раша. Авторы и первоисточники.

Чтение книг по экономике — лучший способ повысить собственный уровень осведомленности в таких областях, как бизнес, финансы, политика, управление. Сегодня модно читать Карл Маркса, Адама Смита и Грегори Мэнкью. Ведь имея соответствующее образование, становится гораздо проще разобраться как в современных реалиях различных бизнес-сфер, так и в собственных поступках и мотивациях. Эксперты Expertology.ru составили рейтинг лучших книг по экономике, многие из которых входят в списки мировых бестселлеров и являются обязательными к изучению в европейских ВУЗах.

Источник: https://expertology.ru/17-luchshikh-knig-po-ekonomike/

Хочу всех предупредить, что не являюсь специалистом в области экономики. В предыдущей статье я по моему внятно объяснил, почему я полез в эту отрасль знания.

В этой статье хочу рассказать, о теоретических трудах, в области экономики, на основе которых я собираюсь изучать эту "науку".

1. Людвиг фон Мизес. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. Челябинск. Социум. 2024 год. 1001 страница. Этот труд написан в 1949 году. Указанная книга, является переводом его третьего исправленного издания 1966 года. Трактат общепризнано считается  глубоким и систематическим изложением экономической теории австрийской школы. 

Людвиг фон Мизес (1881 - 1973) продолжатель традиций К. Менгера и Э. Бём-Баверка. Следовал в своей методологии таким принципам классической австрийской школы в экономике, как субъективизм и рационализм, отрицание применимости методов естественных наук к анализу экономических явлений. Новаторство Мизеса в методологии — метод априоризма — построение на базе каузального генетического метода своеобразных логических конструкций, которые не могут быть опровергнуты опытным путём.

На мой взгляд Людвиг фон Мизес: отрицает, роль истории в экономических теориях; всеми возможными способами, хотя и не всегда убедительно отстаивает апроксимологический характер экономической науки; и постоянно декларирует реальность, изучаемых экономикой, процессов и действующих лиц. 

Кроме того труд Людвига фон Мизеса не намного легче для понимания, чем "Капитал" Маркса, не в последнюю очередь потому, что материал развивается, как бы по спирали. Происходит постоянный возврат к обсуждению одного и того же предмета или вопроса в процессе которого они обрастают новыми свойствами.

2. Уильям Стенли Джевонс. Теория политической экономии. С приложением "Учебника политической экономии". Челябинск. Социум. 2021 год. 475 страниц. Этот труд написан в 1871 году. Указанная книга, является переводом его четвертого издания 1911 года. Это сочинение, наряду с работами К. Менгера и Л. Вальраса, стало одним из трех источников "маржиналистской революции" в экономической науке конца XIX века, к которой восходят современные экономические теории.

Уильям Стенли Джевонс (1835-1882) основатель математической школы в политической экономии, один из основоположников теории предельной полезности, автор новой теории ценности в экономической науке.

3. Джин Кэллахан. Экономика для обычных людей. Основы австрийской экономической школы. Челябинск. Социум. 2006 год. 240 страниц. Рунет молчит о том, когда была написана эта книга и когда и кем она была впервые издана. Рунет даже не сообщает годы жизни Джина Кэллахана. Возможно автор наш современник. Содержание практически полностью отражено в её подзаголовке. По моему мнению, автор, если и не "макрсист" по убеждениям, то точно разделяет взгляды представителей классической экономической школы. Тем не менее это не помешало ему написать популярное изложение основ австрийской экономической школы, конечно так, как он её понимает. Книга «Экономика для обычных людей», по мнению издательства, считается лучшим на сегодняшний день введением в экономическую теорию австрийской школы для неэкономистов.

4. Тома Пикетти. Капитал в XXI веке. М. Ад Маргинем Пресс. 2023 год. 592 страницы. Впервые опубликована на французком языке в 2013 году. Указанная книга перевод с этого издания. В 2014 года книга заняла первую позицию в списке экономических бестселлеров по версии газеты «Нью-Йорк таймс». Этот труд посвящён экономическому неравенству в Европе и Соединенных Штатах, начиная с XVIII века. 

 Тома Пикетти (родился в 1971 году), специализируется на вопросе экономического неравенства, применяя исторический и статистический подходы.

После выхода книги "Капитал в XXI веке" Пикетти иногда считают марксистом и даже называют «современным Марксом». Но сам Пикетти считает, что его книга хотя и содержит критику, но лишь отражает историю капитализма, его рекомендации направлены на сохранение рыночной системы и демократии, а не на их разрушение. На вопрос журнала The New Republic о том, как на него повлиял Маркс, Пикетти сказал, что так и не смог прочитать его «Капитал» — он показался очень трудным для прочтения.

Я же считаю, что "марксистом" Пикетти могут называть только люди никогда не читавшие книгу "Капитал в XXI веке". Вместе с тем эта книга содержит намного более реалистичное описание капитала, чем то которое оставил нам Маркс. Кроме того у "капитала" Пикетти много свойств, которые Маркс просто не заметил.

В общем нам с вами предстоит проанализировать примерно 2500 страниц(пусть и разного формата) не совсем легкого для понимания текста и отобрать, лучшее, что подходит именно нашему обществу.

Не стоит обращать внимание на большой период времени, который прошел между выходом в свет пречисленных мною трудов. Все они в той или иной степени являются развитием экономической теории маржинализма.

Маржинали́зм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) — край) — направление в экономической науке, широко применяющее методы анализа, основанные на оперировании «предельными» (т. е. приростными) понятиями в экономике, исследующее явления с точки зрения максимизирующего собственное удовлетворение отдельного хозяйствующего субъекта (маржинализм иногда называют субъективной школой экономики).  

Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования. Подобная смена парадигмы экономической теории, в свою очередь, была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук.

Важнейшие элементы маржинализма:

- Использование предельных величин.

- Субъективизм, то есть подход, при котором все экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта.

- Гедонизм хозяйствующих субъектов. Человек рассматривался маржиналистами как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения.

- Статичность. Изучение использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени.

- Ликвидация приоритета сферы производства, характерного для экономического анализа классиков.

- Восприятие рыночной экономики как равновесной системы.

Дальнейшее развитие маржинализма протекало в рамках национальных школ: австрийской, лозаннской, английской, американской. Первой концепцией «маржинальной революции» стала теория предельной полезности, признающая принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости.

Задача маржинализма — исследование закономерности экономических процессов на основе использования предельных величин. Соответственно, все основные категории в маржиналистской теории основаны на применении количественного анализа. Это такие категории, как предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки, предельный доход, предельная норма замещения, предельная эффективность капитала и т. д.

Маржиналистская теория позволила применить к исследованию экономических процессов количественные методы, эффективно использовать в экономической науке математический аппарат; позволила создать экономические модели; проанализировать эластичность спроса и поставить проблему оптимума.

С этой точки зрения несмотря на некоторые различия во взглядах Уильям Стенли Джевонс и Людвиг фон Мизес являются представителями маржинализма. Различия в их взглядах связано во-первых с разницей во времени между выходом их трудов (в течении, которого экономическая наука не стояла на месте, а развивалась), а во-вторых в разнице подходов, которые проявились в австрийской экономической школе.

Лучше всего об этом можно сказать словами Джина Кэллахана: "Австрийская школа не монолитна, и среди её представителей существует множество теоретических разногласий. Если копнуть глубже, то, вообще говоря, нет даже общепринятого критерия, позволяющего определить, кто же действительно является австрийцем. Есть "полуавстрийцы", "спутники австрийцев" и даже те, кто сам себя называет австрийцем, но кому другие авторы отказывают в праве так наименоваться. Я попытался дать полное представление о взглядах школы, однако, безусловно, это представление окрашено моим личным пониманием предмета".

Как соотносится с маржионализмом труд Тома Пикетти я не знаю. Но все три перечисленных труда появились после выхода в свет первого тома "Капитала" Маркса и в той или иной степени содержат его критику. По мнению Людвига фон Мизеса: "Когда Джевонс и Мергер провозгласили новую эру экономической мысли, карьера Маркса, как автора экономических работ уже подошла к концу; первый том "Капитала" был опубликован за несколько лет до этого. Единственная реакция Маркса на предельную теорию ценности заключалась в том, что он отложил публикацию томов своего основного труда. Они стали доступны для читателей только после его смерти".

Допускаю, что Маркс собирался доработать свой труд. Насколько это ему удалось судить не мне. Я всего "Капитала" Маркса так и не прочел, но искренне надеюсь выяснить это с вашей помощью.

Следующие тома были изданы на основе его записей Энгельсом и Каутским. При этом Каутский в том, который редактировал, внес не мало своих мыслей. 

В любом случае целью нашей совместной работы является попытка конструирование оригинальной экономической теории наиболее соответствующей развитию нашего общества.

На этом пути меня вдохновляет следующая цитата из Уильям Стенли Джевонса: "Я нахожу куда более приятным соглашаться, чем спорить: но никакой человек, питающий минимальное уважение к истине, не способен долго воздерживаться от протеста против доктрин, которые кажутся ему ошибочными. Существует стойкая и крайне вредная тенденция позволять мнениям кристализоваться в догмы. Особенно ярко эта тенденция проявляется, когда какой-нибудь видный автор, обладающий способностью ясно и понятно излагать мысли, становится признанным авторитетом. Возможно, его взгляды - лучшие из тех, что существуют сейчас на рассматриваемую тему; может быть, в них больше истины и меньше ошибок, чем в любых других трудах. Но человеку свойственно ошибаться, и даже лучшие труды всегда должны быть открыты критике. Если поклонники великого автора, вместо того, чтобы доброжелательно принимать вопросы и критические замечания, считают его труды, со всеми их достоинствами и недостатками, непререкаемо авторитетными, это наносит серьезнейший ущерб истине. В вопросах науки и философии авторитет всегда был главным противником истины. Деспотичное спокойствие обычно свидетельствует о торжестве ошибки. В научном сообществе мятеж и даже анархия в долгосрочной перспективе оказываются полезны для величайшего счастья большинства. 

  В области физических наук авторитет во многом утратил свое вредное влияние. Химия за свой недолгий срок существования, всего век, претерпела три или четыре полноценные теоретические революции. В теории света авторитет самого Ньютона был решительно отодвинут в сторону, но только после того, как он в течение почти целого века сдерживал прогресс исследований. Астрономы в последние несколько лет решительно изменили свои расчеты касательно всех аспектов планетарной системы и Вселенной, потому что появились разумные причины усомниться в истинности прежних расчетов. Ничто в науке и философии не должно оставаться неприкосновенным. Только истина неприкосновенна, но, как сказал Пилат, что есть истина? Покажите нам несомненный, безошибочный критерий абсолютной истины, и мы будем хранить его, как нечто священное и нерушимое. Но в отсутствие такого безошибочного критерия у нас есть такое же священное право искать истину наощупь, и никакому человеку, никакой школе или группировке не должно позволяться задавать стандарт ортодоксии, который мешает свободе научных изысканий".

  

Наша Russia
7810 интересуются