Всем привет! Сегодня читаем один из самых обсуждаемых романов этого лета, "Любимчик Эпохи" Кати Качур. Автор родилась на Волге, в Самаре, в 1973 году. С трех лет писала стихи и рассказы. Училась в Самарском государственном Университете на биолога, но в профессию не пошла - после окончания университета работала корреспондентом, а также вела программы новостей и аналитические ток-шоу на самарском телевидении. Взяв высокий старт на региональном телевидении, в 2000 году уехала в Москву и стала специальным корреспондентом "Первого канала", сначала в «Добром утре», а затем — в «Новостях» и программе " Время", специализируясь на сюжетах о культуре, театре и кино. Также Кате нравилось создавать тематические репортажи о непростых судьбах людей — от бомжей до знаменитых режиссеров и кинозвезд. Из двух тысяч репортажей, созданных ей, многие признавались «лучшими сюжетами дня и недели». За авторство и сценарии спецрепортажей о проблемах Байкала и цикл репортажей к 300-летию Санкт-Петербурга Катя была отмечена наградами Всероссийских конкурсов тележурналистов. Многие прочили Качур блестящую журналистскую карьеру, но тут она вспомнила о своих детских литературных опытах и с головой ушла в литературу. Создала на данный момент три романа, каждый из которых тепло принимается критиками и публикой, за читаемый сегодня роман, например, Качур стала обладателем литературной премии "Дебют Эксмо". Давайте же и мы познакомимся с этой книгой, о которой в последнее время много и восторженно говорят.
"Присмотри за братом"... С раннего детства Родион ненавидел и эту фразу, и самого младшего брата Илью. Всё, чего Родя добивался от окружающих поступками и послушанием, Илье доставалось просто так: за болезненность, трогательное заикание и красивые глазки. Однажды случилась страшное: Илья бесследно исчез. Нашли его спустя несколько дней, запертым в грязной квартире сумасшедшей пожилой соседки. Это стало лишь первым случаем в цепочке страшных тайн, вскроются которые лишь с преждевременной смертью Родиона.
У меня со старшим братом разница в двенадцать лет, и хотя он в шутку частенько пеняет мне на украденное у него детство (мама рано вышла на работу, и за моё воспитание полностью отвечал он), отношения у нас с ним сложились по жизни достаточно тёплые и доверительные. Отношения же братьев Гринвич иначе, как болезненными и извращёнными, не назовёшь. Оба сгорают от ревности к друг другу: Илья, "являющийся отражением Родьки в самом гнусном из кривых зеркал"(с), завидует физической выносливости и спортивности старшего брата, сатанеет от осознания несправедливости того, что "жизнь радушно открывала перед братом все двери и сыпала лепестки на ковровую дорожку со словами "Чего изволите?". Перед его собственным носом двери с треском захлопывались, и за каждое мало - мальское удовольствие приходилось троекратно платить болью и страданиями. Жизнь вытравливала Илюшу из своих пределов, смеялась над ним...(с). Но он с азартной злостью сжимал зубы, потом и кровью добиваясь того, что дано Родьке от природы. Родиону же невыносим сам факт рождения младшего брата - мама кружилась над хиленьким Ильей, как орлица, все разговоры в семье были только о том, как вылечить Илюшу, как его накормить, дать ему лучший кусочек, а Родион существовал лишь для того, что сбегать ненавистному братику за лекарствами, за молоком, вызвать врача, передать на вечное ношение любимую олимпийку или кеды... На фоне Ильи Родион чувствует себя неважным, недорогим, нелюбимым и навсегда вторичным - как показателен момент, когда Родю все детство преследует воспоминание о том, как мать однажды, поскользнувшись и упав, отшвырнула его от себя, лишь крепче прижав к груди грудного брата. Чем вам не синдром сиблингов (англ. siblings, sibs – брат или сестра, психиатрический термин, обозначающий соперничество потомков одних родителей) из медицинского журнала психотерапевта? Братьям предстоит всю жизнь ненавидеть друг друга, завидовать, порой отстаивая место под солнцем кулаками, но вместе с тем, восхищаться и любить... Впрочем, судьба, однажды разведя Родиона и Илью по разные стороны ринга, раз за разом будет сводить их вместе, "с потерями, ранами, обидами, но грубая скалистая пробоина между ними затянется травой"(с) , заставив сыграть ключевую роль в жизни друг друга.
Я долго не мог взять в толк, какое отношение к семейству Гринвич в частности, и к самой истории в целом имеют многочисленные второстепенные персонажи: и одинокий осветитель с Останкино Александр Иванович, и златокудрая деревенская красавица -"рыжуля" Злата Корзинкина, и ее быдловатая соседка по интернату Фаня, и интернетовский же учитель биологии и химии по кличке "Жгутик", и чеченская девочка Зара с неизлечимым пороком сердца, да и сама сумасшедшая старуха Эпоха (образ которой Катя, кстати, списала с образа реальной соседки по самарскому двору), но Качур с ловкостью и элегантностью, которым позавидовал бы и более маститый писатель, сплетает жизни героев в причудливый клубок судеб. Я не буду раскрывать всех карт, но вы в очередной раз получите подтверждение избитой сентенции о неисповедимости путей Господних... На выходе получаем то ли семейную сагу с "около мистическим" финалом, то ли современное переосмысление легенды о Каине и Авеле, то ли житейскую драму, тяжёлую, но при этом невероятно светлую, поднявшуюся до масштабов притчи о мгновенной каре за ошибки молодости и о безграничной материнской любви... Неважно, что получаем, каждый найдёт в этой истории что - то своё, но ясно одно - в лице Качур мы получили талантливого рассказчика, не стремящегося к какой - то претенциозности на звание "высокой литературы", но и бульварным чтивом "Любимчика Эпохи" язык назвать не поворачивается. И если вам по душе простые и жизненные, но при этом добротно рассказанные истории, добро пожаловать в мир героев Кати Качур - разочарованы точно не будете. Я пока не знаю, по какому принципу буду формировать список лучшего прочитанного в этом году, но "Любимчик Эпохи" точно попадёт в какой - нибудь из "топов".