"Покажи как" возвращается к вам с актуальной экспозицией музейно-выставочного центра "Фотодом" им. Е.Н. Каширина.
"Культурное пространство «Фотодом» открыто в июле 2017 года. На 230 квадратных метрах выставочных площадей на регулярной основе проводятся фотографические моно-выставки, обменные, общегородские и общероссийского масштаба".
Заметим, что в Фотодоме можно увидеть не только фотографии, но и другие формы искусства. Сейчас в современном выставочном пространстве можно посетить две совершенно разные выставки: "Котоморфозы" и "Жил-был один". Остановимся на каждой из них поподробнее.
Начнем с выставки петербургского фотохудожника Яши Крайнего "Жил-был один". Отметим, что на выставке представлено действительно много работ, которые разместились в трех залах, где можно увидеть и ню, и портреты, и городские пейзажи, но делить материал на темы, если честно, не хотелось бы. Выставка дает целостное представление о творческом методе фотохудожника и всецело посвящена кулуарному Санкт-Петербургу. Такому, каким видит его сам Яша Крайний.
В первые секунды знакомства с работами художника сразу вспоминается сюрреализм с его "разбитыми" образами и формами, но все намного сложнее. Нам творчество Яши скорее напоминает импрессионизм: художник выхватывает момент и изображает его в движении. Интересно, что он выхватывает не один, а несколько моментов сразу, их же помещает на один фотоколлаж. Момент этот не обязательно связан с действием, ведь в произведениях можно встретить звуки, запахи, тексты и многое другое, они передают не столько субъективный взгляд художника, сколько ощущения и воспоминания в моменте. Таким образом, проходя по выставке вы становитесь не только наблюдателем, но и активно погружаетесь в творческую реальность Яши Крайнего, смотрите на мир его глазом-калейдоскопом, выхватывая из общих планов интересные и громкоговорящие детали.
В видео показаны фрагменты работ художника. Звук же мы не стали добавлять специально, чтобы у вас была возможность "услышать" фотообразы, ведь они наполнены шумом воды, машин и разговорами людей.
На выставке вы не увидите знакомых вам информационных табличек, ведь работы помещены на картон, а подписи к ним сделаны рукой автора. Такой подход позволяет дополнительно погрузиться в творческую реальность. Например, у нас сложилось полное ощущение выставки непосредственно в мастерской художника.
В итоге вернемся к названию. "Жил-был один" - лучше и не сказать о том, что можно увидеть и ощутить. Единственная наша ремарка относится к экспликации, если можно так выразиться относительно данного текста: выставку открывает довольно витиеватое рассуждение доктора искусствоведения Дмитрия Северюхина, которое не способствует пониманию метода и, более того, не ставит перед зрителем проблемные вопросы относительно творчества самого художника. Может быть на то оно и рассуждение, но цель остается загадкой.
Выставка открыта до 16 июля. Рекомендуем посетить ее, пока есть такая возможность.
Второй, но не по значению, мы бы хотели упомянуть выставку "Котоморфозы", которая не столько наполнена смыслами, сколько образом одного маленького существа - кота Маркуса, проживающего дома у художников Романа и Варвары Фокиных. Данную небольшую, но гордую серию работ может описать только одна фраза: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Всего в одном зале вы сможете увидеть множество состояний души домашнего кота. Почерк художников отличается: Роман предлагает небольшие и отчасти наивные работы с обобщенными и выразительными в своей простоте образами, а Варвара реалистичную масляную живопись. Нам же серия напомнила серию японских гравюр Кацусики Хокусая "Тридцать шесть видов горы Фудзи" (1830-1832), но вместо "Большой волны у берегов Канагавы" вы увидите "Тридцать шесть видов Маркуса" и не пожалеете об этом.
Выставка работает до 13 июля в Фотодоме по адресу Почтовая, 58.
Подписывайтесь на социальные сети информационного проекта "Покажи как" и следите за культурной жизнью города!