Вот уж «голь на выдумки хитра» – имеется в виду голь советского кино 1961 года.
Известно, что самый «цимус» – подводные съемки с красавицей Гуттиэре (ее играла 17-летняя Анастасия Вертинская) и человеком с жабрами Ихтиандром (артист Владимир Конарев) в фильме по роману А. Беляева – намеревались делать в Саргассовом море у берегов Америки.
О, теплое Саргассово море, получившее название из-за обилия водоросли «саргасса»! Тут было все для острого сюжета, по которому на плывущую красавицу Гуттиэре нападет акула. Помимо акул, в настоящем Саргассовом море был полный «аншлаг» из тропических рыб, морских черепах, водорослей, крабов , угрей и прочих обитателей воды и дна моря.
Словом, снимай такой подводный фильм у берегов Америки! Но мир кино – это не только режиссерские фантазии, но и мир кино бюджетов.
В связи с этим вспоминается анекдот про советскую разведку (ГРУ):
Генерал ГРУ вызывает молодого лейтенанта-разведчика и ставит задачу:
– Ты поедешь в США под видом сынка миллиардера. Войдешь в круги золотой молодежи, подружишься с отпрысками политиков, будешь катать их на своей яхте. Для маскировки вокруг тебя будут шикарные женщины, для поддержания легенды ты будешь соришь деньгами…
Лейтенант расплывается в улыбке. Но генерал останавливает его жестом:
– Подожди, я позвоню в бухгалтерию и уточню бюджет.
Генерал звонит главбуху и мрачнеет:
– Как денег на это нет! Совсем нет?
Поворачивается к лейтенанту:
– Задание меняется! Поедешь в трущобы Колумбии и будешь играть нищего в лохмотьях…
***
Вот примерно так и вышло с бюджетом фильма «Человек-амфибия»: обильное фауной Саргассово море оказалось киностудии «Ленфильм» не по карману.
Но режиссёры Владимир Чеботарёв и Геннадий Казанский оказались упёртыми ребятами.
Их не остановило, что даже Голливуд – ухватившийся было за авантюрный роман Александра Беляева «Человек-амфибия» – отказался от экранизации романа, поскольку ни у кого в мире не было опыта художественных съемок в морских водах.
Да и в СССР сценарий фильма пролежал 10 лет не востребованным по той же причине.
Но Владимир Чеботарёв, имевший опыт съемок под водой в документальном кино, вцепился в это сценарий, как морской краб клешнями. Привлеченные для консультации спецы по подводному плаванию – Рэм Стукалов и другие – сказали: «Это трудно, но можно попробовать!»
Узнавшие об этом американцы держались за животы от смеха, ожидая провала затеи. Да и на «Ленфильме» считали идею «Человека-амфибии» полной авантюрой. Хотя дали «добро» на съемки.
Но победа в бюджетных коридорах киностудии не означала победы съемочной группы в море.
А Черное море было бедным по флоре и фауне. Это вам не тропическое Саргассово море, где пестрые рыбки шныряют туда-сюда и на дне лес подводных водорослей.
Кроме того, вода Чёрного моря мало прозрачна: обычно близ берегов много взвесей.
Кинооператор Эдуард Розовский и режиссеры фильма «Человек-амфибия» после поисков выбрали местом для подводных съемок бухту Ласпи в Крыму: именно там оказалась прозрачно-чистая вода, пропускавшая свет до небольших глубин.
В мой архив затесался снимок Фотохроники ТАСС, сделанный в Тарханкуте на крайнем западе Крымского полуострова с утверждением: «Эти сказочные красоты стали гигантскими декорациями для таких фильмов, как «Человек-амфибия» и «Пираты XX века».
Замечу однако, что тассовская текстовка к подводному снимку Р. Денисова датирована 1989 годом, то есть через 28 лет после съемок фильма «Человек-амфибия» (в 1961 году). Подобных "мест" и легенд ("Вот здесь нырял Ихтиандр!") много по побережью Крыма, но источники, типа «Википедии», не упоминают про съемки фильма «Человек-амфибия» в Тарханкуте.
Однако какая нам разница, где была отснята та или иная сцена фильма!
Куда интересней процесс превращения черноморских вод, где живности мало, в кишащее рыбами и водорослями Саргассово море. И тут в полной мере проявилась смекалка. Главный оператор Эдуард Розовский придумал надевать на подводную камеру раструб типа аквариума, который наполняли привезенной рыбой: когда через раструб снимали сцены под водой, то эти рыбки и сновали туда-сюда на переднем плане.
Морское дно тоже пришлось дооборудовать.
«Водоросли» для подъемных съемок изготовили из поролона, они шевелились, как натуральные. Медузы и морские звезды на дне были пластмассовыми.
Вместо крови убитой (в кино) Ихтиандром акулы в воду лили из ведра красную краску.
С акулой – по сюжету напавшей на плывшую героиню фильма Гуттиэре вообще беда была! Ну, где в Черном море возьмешь подходящую по размеру живую акулу?
Попробовали заменить ее какими-то макетами – но потом купили у рыбаков и стали снимать мелких (до метра) акул-катранов специальным объективом, делавшим их «страшными хищниками большого размера». Но «хищники» были слишком вялыми для отведенной им роли. Кинооператор Розовский с досады выбросил на берег одного катрана – и вот чудо! После «алкогольного» для него воздуха кинутый опять в воду катран энергично забегал пред кинокамерой, как «готовая напасть акула».
Про Анастасию Вертинскую и Владимира Коренева можно говорить только с восхищением. Они, не умевшие ранее плавать, «пахали» на подводных съемках как герои, глотая воздух на поверхности и погружаясь под воду десятки раз. Почти все подводные сцены – кроме самых рискованных – были ими сыграны без дублеров.
Но Саргассово море в Крыму было не очень ласковым и теплым – у Анастасии Вертинской остался в воспоминаниях холод воды. Ведь ей пришлось неподвижно лежать на дне в холодной воде, изображая утонувшую, – не пуская при этом пузыри. Или, глотнув воздух из поднесенного водолазами баллона, раз за разом продолжать подводные съемки, несмотря на температуру моря…
Не легче было и ее партнеру – Владимиру Кореневу: у него подводных съемок было больше, чем у Насти. О «теплоте Саргассово моря» говорит и факт, что порой после сцен под водой закоченевшего Коренева отпаивали горячим чаем с коньяком. Один раз он чуть не погиб под водой, но был спасен благодаря самоотверженности страховавшего его водолаза.
Но в общем ребята-актеры всё выдержали – а съемочный коллектив совершил настоящий подвиг, создав подводную киносказку, равной которой не было при технологиях того времени.
И получилась, всем на удивление, очень красивая, очень легкая романтическая киносказка, в которой все трудности съемок остались за кадром.
Конечно, советская кинокритика зашлась высокоморальной слюной от проглядывающих сквозь мокрый купальник прелестей Анастасии Вертинской, от ее меняющихся нарядов, от «мещанских» красот подводного мира.
Но народ сразу полюбил красивый и романтический фильм – в 1962 году в кинотеатрах было трудно достать на него билеты. «Человек-амфибия» стал лидером советского кинопроката – его посмотрели 65 миллионов зрителей.
И это романтическое «Саргассово море» до сих пор греет душу всех, кто находит в Сети этот чудесный фильм и пересматривает его в который раз!
ЧИТАЙТЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Как красиво «тонула» Анастасия Вертинская в «Человеке-амфибии» – не зря это смотрел весь СССР