Всем привет! Сегодня читаем и обсуждаем первую книгу из августовского читательского списка, мистико - фантастический триллер Чака Вендига "Книга несчастных случаев". О книге я до этого ничего не слышал, но подкупило необычное оформление обложки (книги про старые дома - моя давняя слабость) и блёрб на ней, обещавший историю, объединившую лучшие мистические триллеры Стивена Кинга и сериал "Очень странные дела". С нежным трепетом отношусь и к тому, и к другому, поэтому книге суждено было рано или поздно оказаться в моих руках. Но, для начала, традиционно несколько слов об авторе.
Чак Вендиг - американский писатель, автор комиксов и литературный блогер. После окончания школы изучал английский язык и религию в королевском университете Шарлотты. До того, как стать писателем, работал сценаристом и разработчиком ролевых игр. С начала 2000-ых активно ведёт свой блог, в котором раздаёт всем желающим советы касаемо писательского мастерства. Работает в основном в жанрах научной фантастики и хоррора, читаемая сегодня "Книга несчастных случаев" представляет собой симбиоз этих жанров. Роман стал национальным бестселлером США и финалистом премии Locus Award. Давайте же и мы попробуем ее на вкус.
Эдмунд Риз не был ни математиком, ни финансистом. И тем не менее, он был одержим числами. Точнее, одним числом. 99. Именно стольких девочек он мечтал убить в парке камней Рэмбл - Рокс. Риз провалил миссию на числе "5", будучи арестованным и казненным на электрическом стуле. Много лет спустя полицейский Нейт Грейвз вместе с женой и сыном - подростком возвращается в дом своего детства, расположенный неподалеку от злосчастного парка. И странные события начинают происходить в Рэмбл - Рокс снова.
Пожалуй, это тот редкий сегодня случай, когда блёрб на обложке не обманул - "Книга несчастных случаев" предлагает нам идеальное сочетание мистики и фантастики. Здесь и старый дом, словно бы живущий собственной жизнью таинственными скрипами и шорохами, морок и видения, которые дом наводит на своих обитателей, серийный убийца, в ходе казни которого что - то пошло не так, призраки, вовремя подвернувшийся под руку сосед - писатель, создавший несколько громких бестселлеров о паранормальных явлениях, зловещий старый тоннель, являющийся порталом между мирами, дикие животные, ведущие себя в окрестностях городка более чем странно, хлипкие промежутки между мирами, отделяющие возможное от невозможного, странники, способные благодаря этой хлипкости миров, перемещаться между мирами ... В общем, нет ничего, чего вы бы не встречали в opus magnum Стивена Кинга "Темная башня" или у других хедлайнеров жанра. Отдать должное Вендигу, в послесловии он и сам не отрицает, что книга, за которую он принимался трижды, напоминает работы слишком многих авторов.
Впрочем, Вендиг научился не только хорошо "тырить" у предшественников всевозможные клише, а и использовать их в качестве мишуры, чтобы спрятать за ними историю, которая на выходе окажется совсем не тем, чем кажется поначалу. Сам Вендиг называет "Книгу несчастных случаев" историей об "эмоциональных дамбах", ведь все герои книги - "эмоциональные" инвалиды. Нейта таким сделал отец, Карл Грейвз, на работе - тюремщик в исправительном заведении штата, принимавший непосредственное участие в знаменитой казни, а дома - алкоголик, тиран и абьюзер, по малейшему поводу избивавший жену и сына. Отношение взрослого Нейта к отцу выражено в его пространном монологе в кабинете поверенного, в который его приглашают, чтобы огласить отцовские условия переезда в дом его детства (самый безобидный эпитет, которым Нейт награждает отца, "чудовище, выдающее себя за человека", а самое безобидное пожелание - "мучительная и болезненная смерть, в ходе которой он будет пачкать стены кровью из лёгких"). И даже на умершего отца Нейт приходит взглянуть, чтобы позлорадствовать, а не скорбеть. Высокие отношения, вам не кажется? Причина выстроить в душе свои "эмоциональные дамбы" есть и у супруги Нейта, Мэдди. Дочь полицейского, она с детства испытывала нездоровое любопытство ко всему, что связано с преступлениями. Благодаря ему и таинственному дару Мэдди прекратила мерзкую миссию Риза, спася его пятую жертву. Почему же спустя долгие годы проклятый (???) дар вернулся к Мэдди снова? И почему именно в старом доме Грейвзов? Дело в том, что места вокруг Рэмбл - Рокс испокон веков считались "тонкими", и все издевательства, вся боль в душах героев, превратившиеся с годами в чёрное бушующее море, пытающееся сломать высоченную психологическую стену, выстроенную ими, и выплеснуться наружу. До поры до времени Мэдди и Нейт сдерживают его в себе, чтобы оно не захлестнуло их семью, а в частности, сына Оливера. Но будут ли они способны долго противостоять очевидному, ведь Оливер - эмпат, полностью открытый невзгодам и остро переживающий чужую боль?
Таким образом, роман, поначалу притворявшийся банальным мистико - фантастическим триллером (хотя и жути, и фантастики здесь, я вас уверяю, хватает), оказывается глубокой и очень психологичной историей о боли, о способах ее преодоления, о цикличности насилия ("насилие порождает насилие, ненависть порождает ненависть, боль порождает боль"(с), о бездне, в которую погружается человечество благодаря веками накопленным насилию, ненависти и боли, о необратимых последствиях детских травм, жертвах, на которые мы готовы ради благополучия своих семей, о тяжести вины и возмездия... Обожаю такие многослойные истории, при этом еще и прекрасно рассказанные, и грамотно переведенные (покоробило только, что переводчик постоянно подменял словом "трахаться" словосочетание "заниматься любовью"), так что и с другими работами Вендига при случае обязательно познакомлюсь. Желаю этого и вам, если вам, как мне, подобные истории по нраву.