Найти тему
Учёный кот

"Сезон отравленных плодов" Веры Богдановой - горькое послевкусие отравленных плодов.

Всем привет! Давненько не читали мы с вами отечественных авторов, давайте будем срочно это исправлять. Сегодня знакомимся с одним из флагманов современной отечественной прозы Верой Богдановой и её романом "Сезон отравленных плодов". Вера Богданова - писательница, литературный обозреватель, переводчица. Родилась в 1986 году в Москве в семье медиков. В 2011 году окончила лингвистический факультет МГОУ, специальность - лингвист-переводчик с английского языка. Некоторое время жила в США, где проходила стажировку, в совершенстве владеет английским и японским языками. Первый же ее роман «Павел Чжан и прочие речные твари» попал в финал литературной премии для молодых авторов «Лицей», а также в шорт-лист национальной премии «Нацбест». «Сезон отравленных плодов», следующее произведение Богдановой, стало одной из самых громких книжных премьер 2022 года и уже третий год занимает верхние строчки списков бестселлеров в России. Литературные критики в один голос называют его "гимном поколения миллениалов". Кто же они, эти загадочные люди на букву "м"?

Дело в том, что согласно теории поколений человечество развивается циклично и раз за разом проходит четыре этапа: кризис, подъем, спад и пробуждение. Новые поколения появляются каждые 20-25 лет и их ценности и воззрения разнятся со взглядами родителей. Основная задача теории выявить эти различия и объяснить их. Стоит оговориться, что классификация условна, но некоторые черты поколений её создатели подмечают очень верно. Если вы не против, расскажу согласно этой теории о поколениях в моей собственной семье.

  • Мои родители относятся к представителям " Молчаливого поколения" (1925 - 1944)
  • Старшие брат и сестра, а также мои тесть и тёща это поколение "бэби бумеров"(1944-1967)
  • Я сам и моя жена - поколение "Х", или "Иксы" (1967 — 1984)
  • А вот все наши дети - и старшая Анна, родившаяся аккурат на стыке веков, и младшие Вероника и Максим, родившиеся на заре "десятых" - ярчайшие представители поколения Z, или «Зуммеров» (2000 — 2011)

В нашем близком семейном окружении есть и "миллениумы, или "миллениалы" - люди родившиеся с 1984 по 2000 годы, например, младшая сестра жены или мои племянницы. Согласно создателям теории, это очень общительное поколение благодаря тому, что застало бум распространения интернета, пейджеров и сотовых телефонов. Вместе с тем, это поколение с ослабленными социальными связями и повышенной тревожностью, ведь на их становление пришлись одновременно распад СССР, нестабильность 90-ых и теракты "нулевых". Именно об этом "тревожном" поколении и рассказывает Богданова в "Сезоне отравленных плодов".

Вера Богданова на презентации собственной книги.
Вера Богданова на презентации собственной книги.
Книгу Веры Богдановой сегодня представляет Дженька.
Книгу Веры Богдановой сегодня представляет Дженька.

2000 год... Лето, подмосковная дача, Он, Она... И взаимные чувства, с головой захлестнувшие их обоих. Всё как в классическом литературном сюжете... За исключением одного: запретная любовь (а любить друг друга Жене и Илье не положено в силу родственных связей) ввергнет их самих и их семьи в бездну...

Богданова с горячностью берется защищать классическую литературную теорему о несчастливых семьях, приводя множество доказательств "несчастливости" на примере сразу нескольких поколений семьи Смирновых: бабушки, мечтавшей о "двушке" в Москве в приданое для внучки, продавшей ради этого свою "однушку", отдавшей все деньги в "МММ" и оставшейся с ворохом никому не нужных розовых "мавродиков", старшей дочерью Светланой, безропотно терпящей скотское отношение мужа к дочери и учащая её молчаливой покорности, её мужем Юрием, в прошлом кадровым военным, а ныне владельцем рыночной точки по продаже колготок (вот и срывает на дочери неудовлетворенность жизнью), младшей дочерью Милой, женщиной с модельной внешностью, не умеющей выбирать мужчин да сокрушающейся о том, что у неё нет жизни, поскольку она всю её отдала детям ... Могут ли у несчастливых родителей быть счастливые дети? Естественно, нет - ведь они и есть те самые плоды из заголовка книги, отравленные родительским невниманием, нелюбовью и отсутствием ласки. Удивительно ли, что Женя и Илья находят внимание, любовь и ласку друг в друге, образуя цельную неразрывную систему, раз за разом кидаясь с головой в омут запретной любви? Да, факт инцеста меня смутил, но не удивил - лично знаю семейную пару, в которой партнёры - двоюродные брат и сестра, хоть и показался достаточно жестоким ходом по отношению к героям. Жестокости в виде эмоционального и физического насилия в романе вообще много, так что чтение это не из простых.

Пишет Богданова при этом хорошо, очень тонко подмечая "маркеры" описываемой эпохи: плейеры с вечно садящимися батарейками, сельские "дискачи", маргинальных деревенских подростков, палёную водку, разбодяженную апельсиновым соком, химозные алкогольные коктейли "Казанова", бразильские сериалы, футболки с Лео и Кейт, пакеты с надписью "Marianne" (не уверен, угадала ли с музыкой, которую слушают Женя и Илья в лето своего знакомства - точно помню, что пик популярности "Ace of Base" и "Army of Lovers" пришёлся на лето 1993 - его, а не 1995 - го), но это не столь критично, тем более, что Богданова оправдывается, что это была единственная кассета, которую Илье удалось "подрезать" у Алика.

Отдельным маркером эпохи в романе являются теракты, ставшие неотъемлемым признаком того тревожного переходного этапа нашей истории. Каширское шоссе, Пушкинская площадь, метро "Рижская", Дубровка, Беслан и ещё десяток - другой топонимов, добавивших к "холодной трясине безнадёги"(с) ощущение липкого страха, собственной хрупкости и незащищенности. Отлично помню, как в сентябре 1999 - го, после взрыва домов на Кашире, москвичи, которые могли себе это позволить, брали отгулы и уезжали в загородные дома, те же, кто не мог, тряслись вечерами от страха за стенами своих квартир. Во время событий на Пушкинской сам был в Москве и отлично помню атмосферу тревоги и ужаса, буквально повисшую в воздухе на добрый десяток лет. Вся эта нервозность и тревожность метко ухвачены и переданы Богдановой в емком абзаце: "Как жить - вот вопрос? Как жить спокойно, зная, что тебя вот - вот могут взорвать и отравить, избить и расчленить, сжечь в вагоне метро, удушить дымом, размазать по стенам вагона, когда ты будешь ехать на работу? Нельзя быть счастливой, особенно сейчас, когда в обычной школе могут три дня мучить и убивать детей. Нельзя ездить на метро, ведь каждый с рюкзаком или чемоданом может быть шахидом. Нельзя летать на самолётах - порой они не долетают. Вокруг всё заминировано, и струн, которых нельзя касаться, становится больше..."(c). Женю теракты тяготят ещё и потому, что она ждёт, что очередной из них однажды затронет её или Илью, став неминуемой карой за их порочную связь, но при всей безжалостности к героям, Богданова любит их и раз за разом спасает... От чего может, конечно - от одиночества, сумасшествия, депресии, неудовлетворённости собственной жизнью, абьюза, харассмента и алкоголизма автор спасти героев не в силах (тогда весь смысл книги потерялся бы).

На выходе получаем вязкую и тягучую историю о детских травмах, накладывающих отпечаток на всю последующую жизнь, о неисправимых ошибках молодости, о цикличности насилия, всегда возвращающегося, как бумеранг, о бесправии женщин, о том, каково это жить в обществе, в котором насилие (и домашнее, и в государственных масштабах) стало нормой (как тонко подмечает Богданова в послесловии: "Жуткие новости были фоном нашего детства и юности и стали в какой - то мере нормой" (с). Историю, полную боли, тоски, безвыходности и безнадёги. Это как не переставающая кровоточить рана, в которую кто-то постоянно подсыпает свежую щепотку соли, как произведения Манойло, помноженные на произведения Григорян, как прилипшая грязь, в которой тебя вываляли с ног до головы, и от которой ты не сможешь отмыться очень долго... При всей моей любви к таким вот мрачным "нуарным" произведениям, "Сезон отравленных плодов" точно не войдёт в список лучшего прочитанного в этом году - всё - таки люблю, чтобы в темном царстве хоть изредка появлялся луч солнца. Здесь же этого нет - сплошная тоска, депресняк и безнадёга. При всём этом нельзя не отметить, что Вера Богданова - талантливый, самобытный автор со своим собственным стилем, и может быть, я когда - нибудь доберусь до её "Павла Чжана...", который всё очень хвалят. Но сначала нужно отойти от "Сезона отравленных плодов".

На этом прощаюсь с вами, дорогие друзья! Если статья была хоть немного полезной, поддержите автора 👍А вы любите российский нео нуар? Читали что - нибудь из Веры Богдановой? Что думаете о её творчестве? Откликайтесь в комментариях, обсудим, подискутируем! Я же отправляюсь читать книгу ещё одного российского автора, о которой этим летом много говорят - роман Кати Качур "Любимчик Эпохи", синопсис которого лично мне обещает переосмысление библейского сюжета о Каине и Авеле. Соображениями поделюсь сразу по прочтении. Ну а пока -👋! Всём только позитивных эмоций от книг! И до новых книжных встреч на моём канале!