Всем привет! Давненько не читали мы с вами отечественных авторов, давайте будем срочно это исправлять. Сегодня знакомимся с одним из флагманов современной отечественной прозы Верой Богдановой и её романом "Сезон отравленных плодов". Вера Богданова - писательница, литературный обозреватель, переводчица. Родилась в 1986 году в Москве в семье медиков. В 2011 году окончила лингвистический факультет МГОУ, специальность - лингвист-переводчик с английского языка. Некоторое время жила в США, где проходила стажировку, в совершенстве владеет английским и японским языками. Первый же ее роман «Павел Чжан и прочие речные твари» попал в финал литературной премии для молодых авторов «Лицей», а также в шорт-лист национальной премии «Нацбест». «Сезон отравленных плодов», следующее произведение Богдановой, стало одной из самых громких книжных премьер 2022 года и уже третий год занимает верхние строчки списков бестселлеров в России. Литературные критики в один голос называют его "гимном поколения миллениалов". Кто же они, эти загадочные люди на букву "м"?
Дело в том, что согласно теории поколений человечество развивается циклично и раз за разом проходит четыре этапа: кризис, подъем, спад и пробуждение. Новые поколения появляются каждые 20-25 лет и их ценности и воззрения разнятся со взглядами родителей. Основная задача теории выявить эти различия и объяснить их. Стоит оговориться, что классификация условна, но некоторые черты поколений её создатели подмечают очень верно. Если вы не против, расскажу согласно этой теории о поколениях в моей собственной семье.
- Мои родители относятся к представителям " Молчаливого поколения" (1925 - 1944)
- Старшие брат и сестра, а также мои тесть и тёща это поколение "бэби бумеров"(1944-1967)
- Я сам и моя жена - поколение "Х", или "Иксы" (1967 — 1984)
- А вот все наши дети - и старшая Анна, родившаяся аккурат на стыке веков, и младшие Вероника и Максим, родившиеся на заре "десятых" - ярчайшие представители поколения Z, или «Зуммеров» (2000 — 2011)
В нашем близком семейном окружении есть и "миллениумы, или "миллениалы" - люди родившиеся с 1984 по 2000 годы, например, младшая сестра жены или мои племянницы. Согласно создателям теории, это очень общительное поколение благодаря тому, что застало бум распространения интернета, пейджеров и сотовых телефонов. Вместе с тем, это поколение с ослабленными социальными связями и повышенной тревожностью, ведь на их становление пришлись одновременно распад СССР, нестабильность 90-ых и теракты "нулевых". Именно об этом "тревожном" поколении и рассказывает Богданова в "Сезоне отравленных плодов".
2000 год... Лето, подмосковная дача, Он, Она... И взаимные чувства, с головой захлестнувшие их обоих. Всё как в классическом литературном сюжете... За исключением одного: запретная любовь (а любить друг друга Жене и Илье не положено в силу родственных связей) ввергнет их самих и их семьи в бездну...
Богданова с горячностью берется защищать классическую литературную теорему о несчастливых семьях, приводя множество доказательств "несчастливости" на примере сразу нескольких поколений семьи Смирновых: бабушки, мечтавшей о "двушке" в Москве в приданое для внучки, продавшей ради этого свою "однушку", отдавшей все деньги в "МММ" и оставшейся с ворохом никому не нужных розовых "мавродиков", старшей дочерью Светланой, безропотно терпящей скотское отношение мужа к дочери и учащая её молчаливой покорности, её мужем Юрием, в прошлом кадровым военным, а ныне владельцем рыночной точки по продаже колготок (вот и срывает на дочери неудовлетворенность жизнью), младшей дочерью Милой, женщиной с модельной внешностью, не умеющей выбирать мужчин да сокрушающейся о том, что у неё нет жизни, поскольку она всю её отдала детям ... Могут ли у несчастливых родителей быть счастливые дети? Естественно, нет - ведь они и есть те самые плоды из заголовка книги, отравленные родительским невниманием, нелюбовью и отсутствием ласки. Удивительно ли, что Женя и Илья находят внимание, любовь и ласку друг в друге, образуя цельную неразрывную систему, раз за разом кидаясь с головой в омут запретной любви? Да, факт инцеста меня смутил, но не удивил - лично знаю семейную пару, в которой партнёры - двоюродные брат и сестра, хоть и показался достаточно жестоким ходом по отношению к героям. Жестокости в виде эмоционального и физического насилия в романе вообще много, так что чтение это не из простых.
Пишет Богданова при этом хорошо, очень тонко подмечая "маркеры" описываемой эпохи: плейеры с вечно садящимися батарейками, сельские "дискачи", маргинальных деревенских подростков, палёную водку, разбодяженную апельсиновым соком, химозные алкогольные коктейли "Казанова", бразильские сериалы, футболки с Лео и Кейт, пакеты с надписью "Marianne" (не уверен, угадала ли с музыкой, которую слушают Женя и Илья в лето своего знакомства - точно помню, что пик популярности "Ace of Base" и "Army of Lovers" пришёлся на лето 1993 - его, а не 1995 - го), но это не столь критично, тем более, что Богданова оправдывается, что это была единственная кассета, которую Илье удалось "подрезать" у Алика.
Отдельным маркером эпохи в романе являются теракты, ставшие неотъемлемым признаком того тревожного переходного этапа нашей истории. Каширское шоссе, Пушкинская площадь, метро "Рижская", Дубровка, Беслан и ещё десяток - другой топонимов, добавивших к "холодной трясине безнадёги"(с) ощущение липкого страха, собственной хрупкости и незащищенности. Отлично помню, как в сентябре 1999 - го, после взрыва домов на Кашире, москвичи, которые могли себе это позволить, брали отгулы и уезжали в загородные дома, те же, кто не мог, тряслись вечерами от страха за стенами своих квартир. Во время событий на Пушкинской сам был в Москве и отлично помню атмосферу тревоги и ужаса, буквально повисшую в воздухе на добрый десяток лет. Вся эта нервозность и тревожность метко ухвачены и переданы Богдановой в емком абзаце: "Как жить - вот вопрос? Как жить спокойно, зная, что тебя вот - вот могут взорвать и отравить, избить и расчленить, сжечь в вагоне метро, удушить дымом, размазать по стенам вагона, когда ты будешь ехать на работу? Нельзя быть счастливой, особенно сейчас, когда в обычной школе могут три дня мучить и убивать детей. Нельзя ездить на метро, ведь каждый с рюкзаком или чемоданом может быть шахидом. Нельзя летать на самолётах - порой они не долетают. Вокруг всё заминировано, и струн, которых нельзя касаться, становится больше..."(c). Женю теракты тяготят ещё и потому, что она ждёт, что очередной из них однажды затронет её или Илью, став неминуемой карой за их порочную связь, но при всей безжалостности к героям, Богданова любит их и раз за разом спасает... От чего может, конечно - от одиночества, сумасшествия, депресии, неудовлетворённости собственной жизнью, абьюза, харассмента и алкоголизма автор спасти героев не в силах (тогда весь смысл книги потерялся бы).
На выходе получаем вязкую и тягучую историю о детских травмах, накладывающих отпечаток на всю последующую жизнь, о неисправимых ошибках молодости, о цикличности насилия, всегда возвращающегося, как бумеранг, о бесправии женщин, о том, каково это жить в обществе, в котором насилие (и домашнее, и в государственных масштабах) стало нормой (как тонко подмечает Богданова в послесловии: "Жуткие новости были фоном нашего детства и юности и стали в какой - то мере нормой" (с). Историю, полную боли, тоски, безвыходности и безнадёги. Это как не переставающая кровоточить рана, в которую кто-то постоянно подсыпает свежую щепотку соли, как произведения Манойло, помноженные на произведения Григорян, как прилипшая грязь, в которой тебя вываляли с ног до головы, и от которой ты не сможешь отмыться очень долго... При всей моей любви к таким вот мрачным "нуарным" произведениям, "Сезон отравленных плодов" точно не войдёт в список лучшего прочитанного в этом году - всё - таки люблю, чтобы в темном царстве хоть изредка появлялся луч солнца. Здесь же этого нет - сплошная тоска, депресняк и безнадёга. При всём этом нельзя не отметить, что Вера Богданова - талантливый, самобытный автор со своим собственным стилем, и может быть, я когда - нибудь доберусь до её "Павла Чжана...", который всё очень хвалят. Но сначала нужно отойти от "Сезона отравленных плодов".