Найти тему

Стадийная теория старения. Личиночная теория старения у всех животных

Климов Андрей Алексеевич, кандидат биологических наук.

Когда то жила была одна клетка. Достигла фантастического уровня эволюции. Могла создавать и хранить информацию в ДНК, считывать её и превращать в РНК, использовать сложнейшие белки, чтобы по информации на РНК создавать другие белки и создавать из них различные структуры для переработки окружающего бульона. Смогла окружить себя мембраной, которая не только, как крепостная стена, защищала клетку от неприятностей снаружи, но и не давала рассыпаться драгоценным собранным и созданным клеткой молекулам и структурам в окружающем клетку бульоне.

Смогла размножаться...

Скучно!

Пришлось изобрести как использовать один из белков - актин - для движения. Внутри клетки его можно было использовать для создания транспортных путей и передвигать с помощью нитей из актина и нескольких других белков разные молекулы туда-сюда.

Но и это скучно!

Для путешествий не в хаотическом Броуновском движении, а по желанию, достигнутого оказалось недостаточно. Пришлось создать прототипы молекул миозина и ещё несколько, которые могли перемещаться по актиновым тропам и перетаскивать на себе всякую всячину. С их помощью около мембраны клеток были созданы актомиозиновые структуры, способные менять форму клеток так, что она смогла двигаться в желательном направлении, прежде всего для поиска пищи, сородичей и изучения окружения.

Когда клетка научилась делиться встал вопрос: нужно ли отпускать потомка в свободное плавание, или жить склеенным с ним?

Часть клеток решила, что лучше разбегаться и быть идентичными с родителями, а другая часть решила, что совместное существование более перспективно и лучше не разбегаться после деления.

Но вместе с объединением в один организм клеткам пришлось решить вопрос иерархии в сообществе клеток. Пришлось записать в ДНК память: кто кому подчиняется.

Поэтому потомки исходной клетки стали использовать разные части исходной программы, записанной в ДНК.

В многоклеточном организме оказалось лучше распределить жизненные функции между разными клетками и дать им развиваться для поиска наилучшего исполнения функции.

Например, трудно найти общее между клетками, обеспечивающими движение и зрение, тем не менее у них одинаковый набор ДНК, но считываются разные части ДНК из исходных одинаковых стволовых клеток.

Когда появились клетки-хищники, тогда они ели беззащитных. Чтобы уцелеть, пришлось развить способность узнавать и различать своих не опасных от опасных врагов. Теперь те, кто не смог развить иммунитет, погибли и не оставили потомства, а все те, кто сейчас живёт, имеют варианты иммунитета, которые первоначально появились у праматери всех живущих.

Лучше всего это описано в стихе в журнале «Колобок» 1987 года, №10, стр. 10:

Владимир Орлов:

" Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле — каждый колосок,

Звери, птицы, и жуки,

Муравьи и мотыльки…

Всё, что рядышком со мною,

— Это всё моё родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нём!"

У всех живущих часть клеток обладает абсолютной властью и способностями контролировать соответствие и самих себя и других клеток генеральному плану создания организма и его изменений. Изменения понадобились для того, чтобы враги не успевали скопировать внешние структуры клеток хозяев и притвориться своими.

Предвижу, что будут открыты клетки, способные менять устаревший фасад других клеток на новый фасад, согласующийся с новой стадией развития. Клетки-маляры и штукатуры, способные повесить новую лепнину из структур, являющихся новым паролем для существования на этой стадии.

Лишь меняя периодически внешность клеток можно создать ситуацию, в которой хозяин знает новые пароли, а враг не знает и его можно опознать и уничтожить.

Иммунная система тоже должна периодически обновляться согласно плану, записанному в ДНК. Но момент смены одного поколения клеток иммунной системы на другое опасен тем, что старые иммунные клетки могут воспринять новое поколение иммунных клеток как врагов и уничтожать их как чужаков. Чтобы этого избежать необходимо выключить предыдущее поколение иммунных клеток перед появлением нового поколения иммунных клеток. Организм должен иметь возможность контролировать эту смену поколений иммунных клеток так, чтобы не погибнуть в промежуток иммунного безвластия, запрограммированного природой иммунодефицита.

Это открывает для людей возможность продлевать промежутки между сменами поколений иммунных клеток путём создания ситуаций, в которых организм будет чувствовать опасность перемен.

Например, можно царапать кожу и тогда старая иммунная система займётся лечением царапин и отложит своё выключение.

У наших родичей беспозвоночных периоды смены выражены очень резко, например: яйцо-личинка-куколка-летающее насекомое. В куколке перевариваются почти все предыдущие клетки, кроме стволовых и некоторых иммунных и оболочки, а из бульона создается совершенно новый набор клеток. Читал, что есть насекомое, которое от яйца до полёта проходит около 20 стадий превращений.

Я считаю, что у позвоночных животных тоже есть аналоги личиночных стадий. Лишь некоторые стадии выражены резко в моменты полового созревания.

Для каждой личиночной стадии у всех позвоночных животных для защиты от мимикрирующих врагов не обязательно уничтожать все клетки предыдущей программы, достаточно менять их поверхность.

Предвижу, что будут открыты клетки, способные менять устаревший фасад других клеток на новый фасад, согласующийся с новой стадией развития. Клетки-маляры и штукатуры, способные повесить новую лепнину из структур, являющихся новым паролем для существования на этой стадии.

Читал работы, сделанные лет 70-80 назад, по пересадке кусочков кожи между мышами и крысами чистой линии, но разного возраста. Хорошая приживаемость без отторжения была только между имевшими одинаковый возраст. Пересаженная кожа от старых животных к молодым со временем отторгалась, а от молодых к старым могла отторгаться, а могла не отторгаться. Я тогда для себя сформулировал так: молодой организм не знает, каким он будет в старости и отторгает "будущую" кожу как чужую. Старый организм может помнить свои предыдущие варианты поколений клеток и иммунной системы и иногда допускает молодые клетки в свой организм как собственные.

Читал, что японец в молодости прочёл древний китайский рецепт продления жизни, в котором нужно было педантично наносить себе порезы на щеке. Когда его многочисленные родственники заметили, что он замедлил старение, то многие из них стали тоже наносить себе порезы. Не только кровные родственники, но и пришедшие в семью в брачных союзах, смогли в своей группе существенно превысить длительность жизни по сравнению с остальными японцами.

В 1975 г. А.Н. Разумович и Т.Д. Дубина издали монографию "Введение в экспериментальную геронтологию", в которой были описаны показатели и методы определения биологического возраста, предложены способы замедления процесса старения https://vunivere.ru/work65985

Для меня в этой работе показалось особенно важным то, что в экспериментах с введением группам животных различных веществ с помощью уколов оказывалось, что длительность жизни животных увеличивалась меньше, чем в случае уколов без введения в животных веществ. Это мне напомнило опыт всей жизни японца и его семьи.

Лимит Хейфлика означает, что если нельзя делиться клеткам человека более 52 раз, причём в основном в утробе матери и в младенчестве, то остаётся для продления жизни увеличивать промежутки между оставшимися делениями.

________

Дополнения:

_____

Эпиграф: https://rustih.ru/vladimir-orlov-ya-uznal-chto-u-menya-est-ogromnaya-semya/ Стихи классиков > ♥ Владимир Орлов

Первый вариант

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья

И тропинка и лесок

В поле каждый колосок

Речка, небо голубое

— Это все мое родное

Это Родина моя,

Всех люблю на свете я!

Примечание: наиболее известное стихотворение, прозвучавшее в фильме «Брат-2».

Второй вариант

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле — каждый колосок,

Звери, птицы, и жуки,

Муравьи и мотыльки…

Всё, что рядышком со мною,

— Это всё моё родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нём!

Примечание: этот вариант был опубликован в журнале «Колобок» 1987 года, №10, стр. 10.

Предел Хейфлика, или феномен Хейфлика

Количество раз, когда нормальная соматическая, дифференцированная популяция клеток человека будет делиться, прежде чем деление клеток прекратится. Однако это ограничение не распространяется на стволовые клетки. Концепция предела Хейфлика была выдвинута американским анатомом Леонардом Хейфликом в 1961 году в Институте Вистар в Филадельфии, штат Пенсильвания.

tr-page.yandex.ru

ru.m.wikipedia.org › wiki/Предел_… Предел или лимит Хейфлика (англ. Hayflick limit) — граница количества делений соматических клеток, названа в честь её открывателя Леонарда Хейфлика. ... Для большинства человеческих клеток предел Хейфлика составляет 52 деления. Граница Хейфлика связана с сокращением размера теломер, участков ДНК на концах хромосом. Как известно, молекула ДНК способна к репликации перед каждым делением клетки.

Большая физическая активность прибавляет человеку 9 лет жизни на клеточном уровне / Хабр habr.com › ru/articles/373447/ Предел Хейфлика. Среднестатистическая клетка делится около 50—70 раз прежде, чем умирает. ... Люди сообщают о частоте, интенсивности и продолжительности каждой из 62 физических активностей по списку. В среднем по всей выборке длина теломер с каждым годом возраста уменьшается на 15,6 базовых пар. Выяснилось, что самые короткие теломеры были у людей, ведущих сидячий образ жизни.

Hayflick limit - Wikipedia en.wikipedia.org›wiki/Hayflick_limit Меню Предел Хейфлика или Бессмертие невозможно. Предел или лимит Хейфлика — граница количества делений соматических.. 2021 | ВКонтакте m.vk.com › wall-193519046_13405 В 1961 году Хейфлик наблюдал, как клетки человека, делящиеся в клеточной культуре, умирают приблизительно после 50 делений и проявляют признаки старения при приближении к этой границе. Эта граница была найдена в культурах всех полностью дифференцированных клеток как человека, так и других многоклеточных организмов. ... Для большинства человеческих клеток предел Хейфлика составляет 52 деления.

Рассказываем о теории старения Хейфлика. Предел деления клеток. Более подробно о создании теории Хейфлика читайте в блоге Anti-Age Expert. antiage-expert.com › Блог › Лимит Хейфлика 2 фото Это окончательный предел Хейфлика — максимальное количество лет, которое может прожить человек. Теломераза и возможность клеточного бессмертия. Открытие предела Хейфлика радикально изменило взгляд науки на клеточное размножение. До открытия доктора считалось, что клетки могут быть бессмертными. Хотя феномен лимита Хейфлика изучался только in vitro, в конечном итоге научное сообщество его приняло как факт. На протяжении десятилетий казалось, что предел непреодолим.

Яндекс Кью yandex.ru › q/science/701840641/ Лимит Хейфлика (или предел Хейфлика) — это ограничение числа делений клеток живого организма. В 1961 американский микробиолог Леонард Хейфлик обнаружил, что клетки могут делиться в клеточной системе человека 50-52 раза, после чего умирают. Предел числа деления клеток связан с размером теломера — участком на концах ДНК. С каждым новым делением этот участок становится все меньше. В какой-то момент теломер уменьшается настолько, что клетка больше не может делиться, стареет и умирает.