Найти тему
БЕЗ РЕК КАК БЕЗ РУК

Промежуточные итоги оздоровления или Снова о Волге...

Обобщенные результаты по количеству превышений предельно допустимых концентраций загрязнений в каждой пробе воды. Материалы Фонда "БЕЗ РЕК КАК БЕЗ РУК"
Обобщенные результаты по количеству превышений предельно допустимых концентраций загрязнений в каждой пробе воды. Материалы Фонда "БЕЗ РЕК КАК БЕЗ РУК"

Четыре года назад, по результатам нашей Большой Волжской экспедиции, мы составили рейтинг (точнее - "анти-рейтинг") городов Поволжья по степени их негативного воздействия на экологическое состояние Волги. Вряд ли сегодня, спустя четыре года, что-то ощутимо изменилось, поэтому в целом эти данные можно считать актуальными. Что происходит сегодня?

Представленные в начале июля этого года в Комитете Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей результаты депутатской проверки (парламентского контроля) хода исполнения федерального Проекта "Оздоровление Волги" были, мягко говоря, разочаровывающими. Спустя два дня, 5 июля, этот доклад был рассмотрен на заседании в координационном центре Правительства. После этого в Правительстве был создан т.н. "инцидент". Насколько мы можем судить, "инциденты" в Правительстве каждый день и без серьезного повода не создаются.

Итак, Председатель Комитета Госдумы по экологии Д.Н.Кобылкин написал на своей странице в ВКонтакте о том, что "... дискуссия была местами горячая". Это и понятно: из 121 объекта водоочистки на Волге, которые были проинспектированы в ходе проверки, только 6 сейчас работают так, как должны работать. При этом по 25 объектам Комитет по экологии отмечает "максимальный риск недостижения проектных показателей." Статус остальных объектов требует детального прояснения, и Росприроднадзор начинает свои проверки в ближайшее время. Выводы, которые сделали на заседании Комитета по экологии Представители Счётной палаты отличаются лаконичностью и конкретикой: несмотря на потраченные средства, снижения объёма загрязнения Волги сточными водами в результате реализации проекта мы не достигнем.

Да, и ещё: на упомянутые выше 121 объект водоочистки на Волге было потрачено 127 млрд. рублей консолидированного бюджета. Вот как-то так.

  • Если кратко, то этим проектом, начатым в 2019 году, предусматривалось троекратное (с 3.2 до 1 кубического километра в год) снижение суммарного объёма отводимых в Волгу загрязненных сточных вод к концу 2024 года. Должны были быть построены заново и/или реконструированы 80 станций водоочистки (всего).
Отбор пробы воды в открытом русле р.Волги в ходе Большой волжской экспедиции нашего Фонда в 2020г.
Отбор пробы воды в открытом русле р.Волги в ходе Большой волжской экспедиции нашего Фонда в 2020г.

Теперь давайте немного (или насколько это возможно) отвлечемся от финансовых результатов Проекта и попробуем выяснить почему же представители Счётной палаты скорее правы, чем нет.

Для большинства людей (а не только для тех, кто как мы, изучал гидрологию рек как естественную науку) совершенно понятно, что биохимический состав речной воды формируется не только в самом русле реки, вклад в это вносит и вода притоков, впадающих в главную реку. Поэтому загрязняющие субстраты попадают в основное русло реки не только от источников (загрязнения), расположенных на берегах этого главного русла, но и приносятся вместе с уже загрязненной водой из малых рек (притоков). В этом смысле гораздо более важно исследовать природу загрязнений и бороться с ними уже, например, в московском регионе, никак административно не относящемуся к Поволжью, но при этом вносящему очень большой вклад в загрязнение Волги через её притоки - Москва-реку и Оку. Это - первый очевидный постулат.

И второе. Как-то радикально изменить ситуацию с загрязнением реки лишь модернизацией старых и строительством новых очистных сооружений всё-таки нельзя. По оценкам многих известных ученых, от "точечных" источников загрязнений - тех самых труб, из которых в Волгу поступает сброс загрязненных стоков - поступает лишь 40% общего количества загрязнений. Остальные 60% поступают вместе с неконтролируемым т.н. диффузным стоком - это сток с водосборного бассейна реки напрямую в русло - с сельскохозяйственных угодий (животноводческих ферм и обильно обработанных органическими удобрениями полей), просачивание фильтрата со свалок, в том числе легальных, различные "утечки" с различного производства и т.п.

К великому сожалению, диффузный сток загрязнителей всегда оставался "за кадром", будучи процессом малоизученным - он был вне каких-либо систем мониторинга природной среды и поэтому его никак не пытались регулировать. Но даже первый, очень важный и ответственный, шаг, который предписывал сокращение в три раза количества сбрасываемых в Волгу контролируемых загрязнений был бы своего рода "прорывом" и позволил бы уже немного по-иному взглянуть на этот большущий клубок проблем, возникших со здоровьем великой русской реки.

Мы закончили измерения... Один из дней Большой волжской экспедиции
Мы закончили измерения... Один из дней Большой волжской экспедиции

Кстати говоря, сокращение в три раза количества загрязнений в сбрасываемых стоках - не такая уж "космическая" задача. Нам приходилось сотрудничать с промышленными предприятиями, которые "возвращали" в реку воду (после своих очистных сооружений) гораздо более чистой (!), чем они ее до этого из реки взяли для своих производственных нужд. Это - абсолютно реально, мы анализировали пробы воды "до" и "после" по более чем 60 параметрам и подтверждаем, что такие очистные сооружения - нормальная современная производственная практика.

В 2020 году мы предприняли нашу первую волжскую экспедицию, пройдя за один сезон более 3 500 км от самых верховий Волги до её устья. Мы ставили себе целью понять как расположенные на Волге города влияют на её экологическое состояние. Потом были ещё две экспедиции по Волге, где мы, наряду с новыми задачами, ещё раз проверяли новыми пробами собранные до этого данные. Но уже во время самой первой экспедиции, сразу после первых полученных результатов лабораторных исследований мы для себя поняли, что очистные сооружения вдоль почти всей Волги никуда не годятся (простите). Мы обязательно брали пробы воды выше города по течению, в черте города и ниже очистных. Иногда приходилось возвращаться и отбирать еще одну серию контрольных проб - мы порой не верили сами себе...

Именно поэтому мы считаем, что откладывать или как-то "видоизменять" процесс создания нормальных систем очистки воды на Волге нельзя ни при каких обстоятельствах.

Вернемся к тому, с чего мы начали этот рассказ. В самом конце прилагаемого ниже видео мы даём пояснения по механизму расчёта "рейтинга" городов и тех данных, которые нанесены на Карту загрязнения Волги (первая фотография в этой статье). На этой карте, собственно, виден список приоритетов/регионов, в первую очередь нуждающихся в изменении самого подхода к процессу очистки воды, возвращаемой человеком в его реку. Мы не знаем, к сожалению, насколько этот список приоритетов совпадает с планом-графиком реализации той части Проекта "Оздоровление Волги", которая предусматривает реконструкцию и обновление систем очистки сбрасываемых в реку вод. Просто скажем, что в самой чистой из отобранных вдоль всей Волги проб нами было обнаружено "всего" три превышения значений предельно допустимых концентраций разных загрязнителей. В среднем, в каждой пробе не менее 6 из 60 измеренных параметров качества воды превышали значения предельно допустимых концентраций. Максимальное количество видов загрязнителей, имеющих "зашкаливающие" концентрации в одной пробе воды, составляло 13.

Пусть всё-таки Волга будет чистой!

Некоммерческий Фонд "БЕЗ РЕК КАК БЕЗ РУК"

P.S. Также рекомендуем посмотреть/послушать интервью Директора по науке Фонда "БЕЗ РЕК КАК БЕЗ РУК" к.х.н.М.М.Платонова для радио "Серебряный дождь" (2023г.)

#rekiruki #безреккакбезрук #волга #экология #чистаявода #гидрология #водохранилище #научныеисследования

Контакты:

Телефон: +7 (495) 745 22 90 (доб. 711)

Почта: info@rekiruki.ru

Прохор Малютин

Директор по развитию и коммуникациям

Prokhor.Malyutin@rekiruki.ru

Учредителем и генеральным спонсором Фонда "БЕЗ РЕК КАК БЕЗ РУК" является Компания "ЭкоИнструмент" - лидер на рынке готовых технических решений в области контроля качества воды

-5