Найти тему

Какие проективные вопросы на собеседовании задать кандидату, их примеры и особенности.

Проведение проективного интервью часто помогает выявить личностные особенности кандидата так, чтобы он не смог обмануть вас с ответами и ввести в заблуждение при принятии решения. В данной статье описываются примеры проективного собеседования.

Хотелось бы начать с метода, аналогичного знаменитому тематическому апперцептивному тесту, только для применения в сфере HR при отборе персонала. Вы сможете сами его подготовить и выбрать необходимый именно вам материал. Основа методики проективного интервью теория проекций, взятая из психоанализа. Мы зачастую присваиваем другим объектам свои реальные чувства и мысли, переносим их бессознательно, не обращая на это внимание. В тесте ТАТ используется эта теория, но для проективных вопросов к кандидатам вы можете модифицировать данный тест и подобрать свои картинки, свой стимульный материал. В нашем примере это будут:

1) Любая картинка с человеком, видящим много рабочих задач, например, большие стопки бумаги или много папок, формул, много коробок или что-то из специфики вакансии, которой вы занимаетесь – для оценки отношения к труду в данной области, отношения к многозадачности, добросовестности;

2) Картинка с любым производственным конфликтом в офисе или на производстве с особенностями вашей вакансии – для оценки стратегий поведения в конфликте, стрессоустойчивости, эмоциональной устойчивости, причин конфликтного поведения;

3) Картинка, где любой человек поднимается по лестнице – для оценки стремлений к достижению, препятствий к достижению, для оценки типа мотивации;

4) Картинка с человеком который что-то чинит, возможно не относящиеся к области труда, например, чинит музыкальный инструмент – для оценки способа преодоления проблемных ситуаций, способа нахождения ресурсов (опирается на себя или на других);

5) Картинка с социальным взаимодействием – для оценки коммуникативных способностей, экстраверсии, интроверсии, доброжелательности;

6) Картинка с человеком, который много читает, учится – для оценки обучаемости и мотивации к обучению, открытости к опыту;

7) Картинка с думающим человеком – для оценки способа мышления;

Как правильно оценивать ответы на проективное интервью? Когда вы проводите данный метод вы предполагаете, что все, что кандидат говорит об участниках ситуаций, он говорит о себе. Ваша задача – показать картинку, и задать вопросы: что было до ситуации, что происходит сейчас и что будет после ситуации, о чем думают персонажи, что чувствуют персонажи. Это 5 обязательных вопросов к каждой картинке. Вы можете придумать и дополнительно свои вопросы, опираясь на логику теста. По первой картинке мы судим о том, как кандидат относится к труду, что он чувствует и думает, когда видит задачу, например, это может быть интерес или безысходность, приятные или негативные эмоции. Смотрим, как он собирается решать задачу, как строит свои действия. По второй картинке мы судим, из-за чего у кандидата могут быть конфликты, из-за реальных бизнес-проблем или из-за отношений в коллективе, так же мы смотрим какую стратегию в конфликте он занимает, как умеет разрешать конфликты, опирается ли на третьих лиц, как справляется с негативными эмоциями в конфликте, оптимистичен он или пессимистичен. По третьей картинке мы судим, как высоко хочет подняться человек, чего он хочет достичь, какие препятствия видит, какая у него мотивация «от» или «к». По четвертой картинке мы оцениваем, способен ли человек адекватно разрешать проблемы, на кого он опирается – на себя или на других. Ищет ли он ресурсы, как и где. По пятой картинке мы смотрим, как человек относится к социальному взаимодействию, что он чувствует или думает по поводу общения, возможно, вы увидите интересные инсайты. По шестой картинке мы оцениваем желание обучения, много книг воспринимаются положительно или отрицательно, ради чего человек учится, где его точки роста, открыт ли он опыту. По седьмой картинке мы оцениваем, как человек решает проблему с помощью мышления, какие стратегии он использует, обладает ли кандидат аналитическим мышлением. 

Также предлагаются следующие нестандартные и необычные вопросы на собеседовании. Задайте кандидату вопрос, в чем преимущества и недостатки данной деятельности (ваша вакансия). Обратите внимание, с чего начинает кандидат. Если с преимуществ, говорит их быстро, внятно, с положительным выражением лица. Значит ему деятельность подходит. Если начинает с недостатков или начинает с преимуществ, но описывает их медленно или с негативными эмоциями, значит деятельность не подходит. Следите за скоростью речи, эмоциями.

Также, можно использовать следующий метод проективного интервью. Когда вы хотите что-то спросить спросите не напрямую, а задайте наводящий вопрос на собеседовании, например, почему люди любят разрабатывать стратегию компании, почему люди любят монотонную работу, почему люди любят работу с цифрами или документами, в зависимости от вашей вакансии. Так в речи кандидата вы поймете именно его отношения и желания. Он говорит о людях, но проективно говорит в этот момент о себе на самом деле.

Также вы можете использовать следующий пример проективного интервью – незаконченные предложения. Используйте их в том, что вам интересно, например, продолжите предложение: когда на работе происходит конфликт, люди… Или, когда мастер получил сложную задачу он понял, что… Когда начальник указал сотруднику на эту ошибку, сотрудник… И так далее. Оцените ответы с точки зрения теории проекции из психоанализа. Можно задать проективные вопросы про лидерство и другие хитрые вопросы на собеседовании.

Также приводим следующие примеры вопросов в проективном интервью. Это тест «человек под дождем». Попросите кандидата нарисовать два рисунка, на одном листе А4 в вертикальном положении рисунок человека, на другом листе в вертикальном положении – человека под дождем. Первый рисунок характеризует представление о себе, когда ситуация обычна, второй рисунок – представление о себе в проблемной ситуации. Для расшифровки этого проективного интервью на собеседовании используйте следующие маркеры. Степень нажима, если нажим слабый, то – депрессивность и пассивность, если нажим чересчур сильный – агрессивность. Если линии неровные – то тревога. Много острых углов – агрессивность и сложное приспособление к ситуациям. Двойные линии – подозрения и страх. Штриховка свидетельствует о тревожности. Расположение рисунка сверху листа - высокая самооценка, снизу листа – низкая и есть страхи. Справа готовность к действиям, нацеленность на будущее, слева – стремление к лишнему обдумыванию или стремление к опоре на прошлый опыт. Человек, расположенный спиной говорит о замкнутости и отрицанию, конфликтности. Если рот изображен с зубами – это агрессивность. Если изображен большой зонт – стремление получить поддержку авторитета в трудных ситуациях. Отсутствии защиты от дождя говорит о слабой приспособленности к проблемным ситуациям. Если человек стоит в луже, значит - кандидат испытывает неудовлетворенность. Если есть много туч, то человек пессимистичен и др.

Также рекомендуем использовать тест Розенцвейга в вашей работе, тест Роршаха, тест «Дом. Дерево. Человек», тест «Несуществующее животное» и др., о которых подробно рассказано в блоге.