Найти тему
Марина Ярдаева

Мифы о воспитании. Откуда они берутся и почему так популярны

Пишут, что родители школьников и сами школьники стали чаще обращаться к психологам. Повышенный спрос объясняют стрессом на фоне экзаменов. Впрочем, не все идут к специалистам только со страхами ОГЭ и ЕГЭ. Сейчас лето: у детей каникулы, у родителей отпуска – появилось время разобраться и с другими сложностями. В нашей стране вообще растёт популярность специалистов в делах душевных, особенно детских и семейных психологов – их услугами в этом году стали интересоваться чаще на 63% и 52% соответственно. И это не может не радовать.

Да, обращение к современным квалифицированным психологам можно только приветствовать. Ведь многие, очень многие в России не имеют представления о психологии, в том числе семейной и детской, как о науке. Многие до сих пор черпают знания в этой области чёрт знает откуда. Иной раз создаётся такое впечатление, что кто-то очень недобрый тысячам наших граждан помимо их воли загрузил пакет данных с разным псевдонаучным хламом про детей индиго, детей радуги, матерей-тигриц, доктора Спока, естественное родительство и бэби-йогу. Из этого хлама выросла целая куча заблуждений о воспитании. И, пожалуй, стоит разобрать самые распространённые.

Хвалить всегда, хвалить за всё

Даже трудно себе представить, сколько семей свернули не туда в стремлении быть (или казаться?) прогрессивно-либеральными. Понять, откуда что растёт, не мудрено. Большинство взрослых россиян родом из советского детства, и у многих детство это было не то чтобы трудным, но довольно суровым: миндальничать с детьми было не принято.

Иные методы советского воспитания и вовсе ввергают современных сорокалетних в шок. Взять хотя бы рассказ Носова «Огурцы». Какую бурю негодования он вызывает нынче у некоторых! Хотя там не описывается, например, семья алкоголиков, никто никого не бьёт. Но мать, родная мать говорит ребёнку, «кровиночке и роднулечке», безобидному шалуну, всего лишь нарвавшему с колхозного поля немного огурцов: «Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!». Причиняет, короче, психотравму, обеспечивает на всю оставшуюся жизнь своему потомку проблемы с самооценкой.

Самооценка. Это вообще какой-то новый философский камень. Все только тем и заняты, что поиском рецепта её формирования, поднятия и улучшения. Но начинать, понятно, надо с младых ногтей. Вот кто-то и решил, что для того, чтобы человек не мучился во взрослой жизни от неуверенности, комплекса неполноценности, синдрома самозванца и прочего, ребёнка надо захваливать. Покушал – молодец. Покакал – тем более. Слепил из пластилина квадратного колобка – вообще гений. Хвалить за всё. За то, что ребёнок просто есть.

Стоит ли говорить, что такая стратегия в будущем приводит к эффекту, противоположному ожидаемому. Вырастает не человек, уверенный в своих силах, способный справиться с любой задачей, выстраивающий со всеми здоровые отношения на принципах уважения и взаимной поддержки. Вместо этого формируется очередной клиент психотерапевтов, трепетное создание, которому очень больно жить в реальном мире, потому что злые люди не видят, что он мамино золотце и бабушкин пирожок.

Хвалить детей, конечно, надо. Но ведь за дело. Главное – их этим делом обеспечить.

Постоянно развивать

Впрочем, тут тоже важно не перестараться. А то ведь иные мамы и папы в желании занять детей чем-нибудь полезным тоже берегов не видят. Идея, что ребёнка нужно постоянно, беспрерывно развивать, тоже уже носит характер эпидемии. Английский с двух лет, ментальная арифметика с трёх, музыкальная школа с пяти, а ещё, конечно, спорт, курсы программирования и дизайна, лекции по искусству, абонементы в десяток музеев, школа юных кулинаров. И, нет, это не на выбор. А порой это даже не по очереди.

Аргументов в пользу такого подхода его приверженцы приводят массу. Тут и утверждение, что новые знания ещё никому не мешали, и чем их больше, тем лучше. Тут и вера в то, что вечная занятость приучает ребёнка к дисциплине и оберегает ребёнка от сомнительных экспериментов юности. Тут и убеждение, что это и есть настоящая – деятельная! – любовь. «Любить – это глагол, – говорят такие родители. «Любить – значит постоянно вкладываться в человека», – продолжают они же, точно человек – это банк. Нет, то, что маленького человека от их вложений уже тошнит и организм его работает в аварийном режиме, их не смущает. «Вырастет – спасибо скажет!»

А человек потом вырастает, но что-то не спешит к родителям-инвесторам с благодарностями. А спешит он в лучшем случае к психологу, чтобы попробовать всё же понять: кто он такой, чего ему хочется на самом деле, как избавиться от трудоголизма и перфекционизма или – наоборот – от прокрастинации. А в худшем он не спешит вообще никуда, потому что всё, хватит, набегался, отстаньте все.

Больше заблуждений по ссылке))