Найти тему

Как не пролететь мимо отпуска: советы пассажирам при задержке рейса

В разгар отпускного сезона задержка авиаперелета становится максимально болезненной для пассажиров, особенно для тех, кто опаздывает на стыковочные рейсы. На что имеет право пассажир и как взыскать убытки с авиакомпании — в материале «Север-Пресса».

Расписание меняется — пассажирам деньги возвращаются

Все, что делается на земле и в небе, диктуется документом «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденным Минтрансом в 2007 году. Согласно этим правилам регулярные авиарейсы осуществляются по расписанию движения воздушных судов. Оно формируется авиаперевозчиками и публикуется в компьютерном банке данных, поясняет управление Роспотребнадзора по ЯНАО.

«Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией», — сообщается в приказе российского Минтранса.

В любом случае авиаперевозчик должен сообщить пассажиру о том, что расписание изменилось, причем «любым доступным способом». Как правило, человеку приходит сообщение на смартфон — на номер абонента, указанный при покупке авиабилета. Сообщение может дублироваться в соцсетях. Пассажиры имеют право получать полную и достоверную информацию о причинах задержки и предполагаемом времени вылета.

Отказ в перевозке из-за отмены или задержки самолета, изменение маршрута либо выполнение рейса не по расписанию признается вынужденным отказом пассажира от перевозки.

-2

Перевозчик должен компенсировать издержки полета не по расписанию. Фото: ginger_polina_bublik / Shutterstock / Fotodom

Авиакомпания должна перевезти пассажира и багаж в сроки, указанные в авиабилете и в расписании на сайте перевозчика. Она несет ответственность за техническое состояние самолета и действия персонала.

Согласно пункту 2 статьи 108 Воздушного кодекса РФ пассажиру должны вернуть деньги. Как правило, затраты на билет возвращаются в представительстве авиакомпании-перевозчика. Так как отказ считается вынужденным, то компания должна полностью вернуть деньги, даже если он был невозвратным.

Возможны варианты: пассажиру могут предложить вылететь следующим рейсом. А чтобы сохранить лицо, авиакомпании могут предложить различные «плюшки»: бесплатное ожидание рейса в зале повышенной комфортности и начисление дополнительных баллов на карту лояльности.

Задержка авиарейса: что делать

В этом случае пассажиры могут потребовать возместить убытки и компенсировать моральный вред. Также им должны оказать ряд бесплатных услуг — независимо от того, государственная или частная авиакомпания выступает перевозчиком, чартерный или регулярный рейс.

Чтобы обратиться с претензией к авиаперевозчику, пассажиру придется доказать, что он понес убытки из-за задержки рейса. Например, сорвались заранее оплаченные экскурсии, пассажир опоздал на другой самолет, поезд и так далее. Письменную претензию принимают в течение полугода. Надо приложить копии документов, подтверждающих понесенные убытки: билеты, чеки и так далее. Бывает, что из-за задержки рейса пассажир упустил единственный транспорт и в итоге провел ночь в другой гостинице на месте прилета. Все дополнительные расходы стоит фиксировать документально.

  1. При задержке рейса пассажиры имеют право на бесплатные услуги (хранение багажа), родителям с детьми до семи лет предоставляется комната матери и ребенка.
  2. Если задержка рейса больше двух часов, пассажирам должны предоставить прохладительные напитки, организовать два телефонных звонка или отправку двух сообщений по электронной почте.
  3. При задержке более четырех часов предоставляется горячее питание. Далее его должны организовать каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное.
  4. Если рейс задерживается более чем на восемь часов днем и более чем на шесть часов ночью, то пассажиров обязаны разместить в гостинице, организовав бесплатный трансфер туда и обратно.

Важно знать, что если пассажир недоволен качеством питания или гостиницы, он может отказаться от предложенных авиакомпанией вариантов и самостоятельно оплатить их. Потом он имеет право потребовать от авиаперевозчика компенсировать эти затраты при наличии доказательств понесенных расходов.

Штрафы, которые должна выплатить авиакомпания при задержке самолета

Если самолет прилетел в пункт назначения с опозданием, перевозчик должен выплатить пассажиру штраф. Это прописано в статье 120 Воздушного кодекса РФ.

  1. Сумма штрафа — 25% от минимального размера оплаты труда (МРОТ) за каждый час опоздания, но не более 50% от стоимости билета.
  2. Пассажир может потребовать от авиакомпании неустойку, которая составляет 3% от цены авиабилета за каждый час опоздания, но не более стоимости перелета. Например, если билет стоил 5 тысяч рублей, то пени за часовое опоздание – примерно 150 рублей.
  3. Пассажир может предъявить перевозчику компенсацию морального вреда. Опять же если докажет, что на фоне стресса из-за чехарды с рейсами у него ухудшилось здоровье или он пострадал психологически. Размер компенсации определяет суд. Если он решит, что авиакомпания виновата в задержке самолета и эта ситуация действительно нанесла пассажиру моральный ущерб, то перевозчику придется раскошелиться согласно статье 15 закона «О защите прав потребителей».

Важно знать, что авиакомпания не обязана платить, если докажет, что рейс задержался из-за форс-мажора. Либо из-за того, что надо было устранить неисправности самолета, угрожающие жизни или здоровью пассажиров, а также из-за других обстоятельств, которые не зависят от перевозчика.

Уральская транспортная прокуратура взяла на контроль ситуацию с 11-часовой задержкой в аэропорту Рощино чартерного рейса Тюмень — Анталья. Вылететь в Турцию пассажиры должны были ночью 7 июля.

Самые важные новости — в нашем telegram-канале «Север-Пресс».