О способах работы с должниками «Крымской газете» рассказал Артур Заведий – адвокат, специализирующийся на взыскании долгов.
ВИСИТ ДАМОКЛОВ МЕЧ
– Кто чаще обращается к вам за услугой взыскания долгов?
– Молодые мамы по алиментам (самая популярная категория на сегодняшний день), хозяйствующие субъекты и физические лица, которые друг у друга занимают денежные средства и обращаются в судебные органы для взыскания задолженности. Хочу отметить, что 20-30% этих дел могли бы заканчиваться на этапе досудебных переговоров.
– Какую самую большую сумму помогли взыскать?
– Восемь миллионов рублей по делу с хозяйствующими субъектами. Одна из сторон осуществляла госзакупки и своевременно не выполнила свои обязательства по оплате товара, который уже получила.
– Поделитесь самыми нелепыми доводами должников, которые вам приходилось слышать.
– Чаще слышу такие отговорки: «Я заболел» и «Я безработный». При этом должник приезжает на хорошем автомобиле с дорогими номерами. Неоднократно сталкивался с тем, что лица, не имеющие высокого достатка, хуже переживают наличие долгов: они над людьми висят, как дамоклов меч. Менее состоятельные должники стараются любыми путями решить вопрос: что-то продать, как-то договориться, лишь бы быстрее погасить обязательство и спокойно есть и спать.
– Как работаете с должниками, у которых действительно нет возможности для возврата долга из-за отсутствия доходов, несчастного случая, пожилого возраста, тяжёлых заболеваний?
– Если человек живёт, значит, где-то получает доход. И какую-то часть может выделить для погашения долга. В случае конфликта применяем рычаги, которые даёт нам служба судебных приставов: запрашиваем проверку по месту проживания, оцениваем имущество.
– Банкротство – панацея или всё же здесь есть подводные камни?
– C точки зрения должника – панацея. Такая процедура помогает избежать постоянных звонков от судебных приставов, ареста банковской карты, невозможности выехать за границу либо управлять машиной. Иногда мне становилось понятно, что клиенты по банкротству злоупотребляли своими правами – в разных кредитных учреждениях набирали кредитов. Так, водитель такси добился банкротства при долге в 1,5 миллиона рублей, потому что доходов и имущества не было.
ЕСЛИ НЕ ХОТИТЕ ПО-ХОРОШЕМУ
– С чего вы начинаете звонок, чтобы должник не бросил трубку? Как ведёте диалог?
– Стараюсь общаться корректно, добиваюсь взаимного нормального общения. Изначально представляюсь и сообщаю, по какому делу я звоню. Если сторона сбрасывает и перестаёт выходить на связь… Что ж, это её право. Я в свою очередь начинаю действовать в рамках правового поля.
– Расскажите о запомнившихся делах или необычных случаях, произошедших с должниками.
– Мужчина, переехав жить в другой регион, дистанционно продал свою долю в квартире и дал доверенность матери на получение денежных средств. Мать деньги положила себе на депозит и отказывалась их отдавать до тех пор, пока сын не согласится вернуться к ней. Компромисса они не достигли, и дело дошло до суда. На третьем заседании деньги были возвращены законному владельцу – сыну.
Другой случай: работник предприятия, желая заработать, продал служебный автомобиль, принадлежащий юридическому лицу, в автосалон в Москве. Спустя полгода новый владелец машины попал в ДТП. Тем временем прежний собственник (юридическое лицо) через ГИБДД выяснил, что работник продал автомобиль. Но к тому времени, как он вышел на конечного покупателя и хотел изъять транспортное средство, оно уже было после аварии и не подлежало восстановлению. Юридическое лицо потребовало взыскать материальную ответственность не только со своего сотрудника, но и с последнего владельца, который причинил материальный ущерб транспортному средству. Мы пока разбираемся в ситуации, решение не принято.
ГРЯЗНАЯ РАБОТА В ПРОШЛОМ
– Закон о коллекторах существенно изменился, во многом ограничив их деятельность. А как было раньше?
– Пределы и полномочия коллекторских агентств по взысканию задолженности никак не были отрегулированы, что привело к злоупотреблению своими правами и переходу от гражданско-правовых отношений к чистому криминалу. Это физическое воздействие на должника и на его близких, порча имущества, поджог машины или квартиры и так далее. Грань между вымогательством и коллекторской деятельностью стиралась. При этом в большинстве случаев такие агентства не выкупали долги, а просто брали свой процент за выполнение определённой грязной работы. Сейчас вся эта деятельность обрела цивилизованный вид, поставлена в законные рамки. Агентства могут звонить с предложениями о том, чтобы должник погасил задолженность. Но если должник не желает получать эти звонки, ощущает моральное давление, то может об этом сообщить коллектору, записать переговоры и обратиться в полицию.
– Какие приёмы используете, чтобы побудить должника выплатить долг? Назовите самые действенные.
– Самый эффективный метод – пытаться узнать позицию самого должника. Если он согласен с суммой долга, объясняем, что с переходом в судебный порядок денежные средства всё равно надо будет выплатить, но плюс ещё будут начислены дополнительные расходы на оплату госпошлины, услуг представителя, неустойки, пени и так далее. Сумма будет значительно увеличиваться по сравнению с тем, как если бы проблема решилась на этапе переговоров.
– А какой информацией вы владеете о должнике?
– У коллекторов есть база, в которой хранится вся личная информация. Я же собираю информацию из открытых источников, налоговой службы, выясняю, есть ли перспектива для взыскания.
– Каковы максимальный и минимальный сроки, в которые добивались возвращения денег?
– Самый долгий период – около полутора лет. Это было дело в суде по взысканию задолженности с государственного завода в Керчи. Завод периодически передавал дополнительные справки, и арбитражный суд просил дать правовую оценку таким документам, предоставить расчёты, провести акты сверок по заявленным замечаниям. Так дело затянулось. А самый короткий – три месяца по делу между бывшими супругами по кредитным обязательствам. В итоге две стороны, встретившись уже в суде, пообщались и пришли к совместному решению.
– Есть ли у вас свой долг?
– К счастью, нет. У меня, моих близких и родственников строгая позиция: не влезать в долги.
Диана МАСЛОВА