Найти тему
Дворец Махараджи

Об индуизме просто

Некоторые путают буддизм с индуизмом, сикхизм с джайнизмом, а про другое и не знают.

Давайте разберёмся ! Сейчас в России растёт и число индуистов, и число индийцев. Встреча вероятна.

В начале общая картина. Учёные сейчас делят религии на:

  1. Авраамические: идущие от корня Авраама (иудаизм, христианство, ислам и т.д.).
  2. Дхармические: исходящие из переплетения ветвей дхармы* (индуизм, буддизм, сикхизм, джайнизм и т.д.).
  3. Местные и древние: зороастризм, шаманизм, синтоизм, религии египтян, кельтов, китайцев... марийцев, абхазов....
Символы религий
Символы религий

Итак, дхармические религии….

Последователи часто видят их, как множество переплетённых ветвей мистического дерева баньян, идущих от общей основы. Ветви этого великого древа - сапрадаи (ученические преемственности + школы), цветы и плоды - матхи (религиозные ордена), а листья - миссии, роды (готры), семьи и люди.

-2

Эти Ветви устремлены на два основных направления:

  • Астика - теистические ветви, они признают Веды, утверждают и исследуют принципы вечной души и Сверхсущества (Всевышнего). Это то, что сейчас называют индуизм, сикхизм, айявари, и… есть и меньшие ветви.
  • Настика - атеистические ветви, отрицают авторитет Вед, полемизируют с концепциями вечной души и Сверхсущества. Однако, они, хоть и не все ищут просветления иным путём - буддизм, джайнизм, адживика, локаята, чарвака и д.р.

В целом нет особых проблем, для буддиста посетить храм Кришны, а для индуиста - пагоду или ступу. Бывает и взаимное служение.

Теперь, собственно, про индуизм.

Среди его ветвей есть три основных направления:

1) Монотеистические ветви или Бхагавата. Для некоторых сюрприз, но треть индуизма - это одна из древнейших монотеистических религий. Ещё в Рамаяне (по учёным 5000+ лет до н.э.) описан диспут между последователями монотеизма и атеизма. Бхагавата утверждает о Всевышнем (Парабрахман или Парамешвара), душе (джива) и их вечных взаимоотношениях божественной любви (према). Описывает миры духовной и материальной природы. Материальный мир полагается реальным, но переходящим (бренным), в то время как духовная природа - вечна, исполнена знания и блаженства (сат-чит-ананда). Сампрадаи Бхагаваты ведут к нескольким видам освобождения (мокши).

ишварах прпмах кришнах сач-чид-ананда-виграхах |
ишварах прпмах кришнах сач-чид-ананда-виграхах |

2) Монические ветви, известные как Адвайта или Майявада - более упрощённая позиция. Они говорят о неком Едином сверхсуществе или Абсолюте (Брахман) и его общности с совокупностью душ живых существ (атман) не конкретизируя подробности. Материальный мир полагается иллюзорным и лишь Брахман реальным. Ведут только к одному из вариантов освобождения.

ом намах шивая |
ом намах шивая |

3) Политеистические ветви или Мимамса многообразны и просты, опираются на школу Карма-мимамсы. Это классическое многобожие** для начинающих, нижних каст и простых племён. Для тех, кому сложно и с монотеизмом, и с монизмом. Мимамса не рассматривает в практической плоскости вопросы трансцендентного мира и освобождения, лишь упоминая о них. Основная практика сконцентрирована на следовании базовой дхарме, долгу, совершении добрых дел, поклонению разным божествам по ситуации. Как итог зарабатывании хорошей кармы и получении лучшего рождения в следующей жизни.

Барельеф на храме в Индии
Барельеф на храме в Индии

PS: В западном, да и советском религиоведении встречаются разделение индуизма на вайшнавизм, кришнаизм, шиваизм, шактизм, смартзим и тп. Такая схема более привычна для учёных и западного человека, но не отражает всю структуру индуизма и схемы взаимодействия в древе дхармы.

*Дхарма - это сложное философско-мистическое понятие. Примерно его можно перевести, как "Естественная, природная деятельность и свойство, как долг и религия" или "Религия, как долг и естественное, природное свойство". Существует множество видов дхарм и одна - высшая.

**Да, это необычно для последователей авраамических религий, но в индуизме даже есть богословское обоснование Всевышнего через многобожие.

Индуизм
707 интересуются