Некоторые путают буддизм с индуизмом, сикхизм с джайнизмом, а про другое и не знают.
Давайте разберёмся ! Сейчас в России растёт и число индуистов, и число индийцев. Встреча вероятна.
В начале общая картина. Учёные сейчас делят религии на:
- Авраамические: идущие от корня Авраама (иудаизм, христианство, ислам и т.д.).
- Дхармические: исходящие из переплетения ветвей дхармы* (индуизм, буддизм, сикхизм, джайнизм и т.д.).
- Местные и древние: зороастризм, шаманизм, синтоизм, религии египтян, кельтов, китайцев... марийцев, абхазов....
Итак, дхармические религии….
Последователи часто видят их, как множество переплетённых ветвей мистического дерева баньян, идущих от общей основы. Ветви этого великого древа - сапрадаи (ученические преемственности + школы), цветы и плоды - матхи (религиозные ордена), а листья - миссии, роды (готры), семьи и люди.
Эти Ветви устремлены на два основных направления:
- Астика - теистические ветви, они признают Веды, утверждают и исследуют принципы вечной души и Сверхсущества (Всевышнего). Это то, что сейчас называют индуизм, сикхизм, айявари, и… есть и меньшие ветви.
- Настика - атеистические ветви, отрицают авторитет Вед, полемизируют с концепциями вечной души и Сверхсущества. Однако, они, хоть и не все ищут просветления иным путём - буддизм, джайнизм, адживика, локаята, чарвака и д.р.
В целом нет особых проблем, для буддиста посетить храм Кришны, а для индуиста - пагоду или ступу. Бывает и взаимное служение.
Теперь, собственно, про индуизм.
Среди его ветвей есть три основных направления:
1) Монотеистические ветви или Бхагавата. Для некоторых сюрприз, но треть индуизма - это одна из древнейших монотеистических религий. Ещё в Рамаяне (по учёным 5000+ лет до н.э.) описан диспут между последователями монотеизма и атеизма. Бхагавата утверждает о Всевышнем (Парабрахман или Парамешвара), душе (джива) и их вечных взаимоотношениях божественной любви (према). Описывает миры духовной и материальной природы. Материальный мир полагается реальным, но переходящим (бренным), в то время как духовная природа - вечна, исполнена знания и блаженства (сат-чит-ананда). Сампрадаи Бхагаваты ведут к нескольким видам освобождения (мокши).
2) Монические ветви, известные как Адвайта или Майявада - более упрощённая позиция. Они говорят о неком Едином сверхсуществе или Абсолюте (Брахман) и его общности с совокупностью душ живых существ (атман) не конкретизируя подробности. Материальный мир полагается иллюзорным и лишь Брахман реальным. Ведут только к одному из вариантов освобождения.
3) Политеистические ветви или Мимамса многообразны и просты, опираются на школу Карма-мимамсы. Это классическое многобожие** для начинающих, нижних каст и простых племён. Для тех, кому сложно и с монотеизмом, и с монизмом. Мимамса не рассматривает в практической плоскости вопросы трансцендентного мира и освобождения, лишь упоминая о них. Основная практика сконцентрирована на следовании базовой дхарме, долгу, совершении добрых дел, поклонению разным божествам по ситуации. Как итог зарабатывании хорошей кармы и получении лучшего рождения в следующей жизни.
PS: В западном, да и советском религиоведении встречаются разделение индуизма на вайшнавизм, кришнаизм, шиваизм, шактизм, смартзим и тп. Такая схема более привычна для учёных и западного человека, но не отражает всю структуру индуизма и схемы взаимодействия в древе дхармы.
*Дхарма - это сложное философско-мистическое понятие. Примерно его можно перевести, как "Естественная, природная деятельность и свойство, как долг и религия" или "Религия, как долг и естественное, природное свойство". Существует множество видов дхарм и одна - высшая.
**Да, это необычно для последователей авраамических религий, но в индуизме даже есть богословское обоснование Всевышнего через многобожие.