Найти тему
Кин-дзен-дзен

Бал сумасшедших (2023 г.) драма о поисках матери в условиях жёлтого дома.

Кадр из фильма "Бал сумасшедших".
Кадр из фильма "Бал сумасшедших".

Что ни пожертвуешь ради поисков родной матери. Тем более, если её отсутствие исчисляется третьим десятком лет, а в последнем письме от неё адресом отправления значится лечебное заведение для умалишённых. Фанни Девандер, состоятельная дама, жена знатного человека, для него, по легенде, отправляется с беременной сестрой на воды. На самом деле сказывается горничной и добровольно помещает себя в лечебницу. По началу, как у каждого, испытывает отвращение вперемежку с потрясением, от того, как и что происходит в психушке. Со временем эти чувства сменяются милосердием и терпимостью, тем более, чем ближе она к разгадке истории своей родительницы.

Канва данной работы в точности повторяет Бал безумных женщин 2021 года. Если исключить мистическую основу фильма Мелани Лоран, то практически один в один. Обращение к столь неприглядному, на первый взгляд, сюжету, объясняется точной метафорой ярмарки тщеславия, которая сопровождает всю нашу жизнь. Ничтожные условия содержания психически больных за непроглядными стенами и лицемерный бал, ни что иное, как отражение жизни во второй половине 19 века. Теперь такое редко встретишь, разве что все поменялось местами. Кругом дурдом, а на местах *голые* вечеринки.

Кадр из фильма "Бал сумасшедших".
Кадр из фильма "Бал сумасшедших".

Зрителя ведут, словно впервые прибывшего в застенки, не спеша. Нам щадяще раскрывают завесу действительности происходящего в больнице. Постепенно, одновременно с Фанни, мы в первую голову чураемся дивиантного поведения и внешности узниц. И вместе с героиней Тьерри проникаемся ими. А к финалу, в качестве пробника катарсиса, публике предлагают послушать акапелльное соло, песнь о томлениях любовью и её безответном характере.

Вся наша жизнь сумасшедший дом. Все больны - говорят нам с экрана персонажи 1866 года. Делают это убедительно благодаря, не в последнюю очередь, актрисам Тьерри, Баласко, Буке. Они, без макияжа и причёски, идеальны в той шкуре, в которую их загнал режиссёр. Лишь белоснежный блеск зубов артистки Фоис отрывает от мысли аутентичного пейзажа лиц, костюмов, интерьеров.

Кадр из фильма "Бал сумасшедших".
Кадр из фильма "Бал сумасшедших".

Бал сумасшедших не то произведение, которое станут копировать, цитировать или предаваться эпигонству. Оно сделало своё благородно-просветительское дело, которое, опять же, тремя годами ранее совершила актриса и режиссёр Мелани Лоран. Здесь присутствуют многие благодетели достойного творения, но не хватает своевременности, оригинальности. Крупные планы хорошо (не)загримированных лиц, прекрасные в своей пошлости одеяния, стать главных актрис. Всё на месте. А главного, чувства удовлетворения и насыщенности пищей для размышлений, нет.

Сложно определить причины такого пресного результата. Создатели подошли к делу высоко закатав рукава, это, буквально, видно. Но не сложилась вместе история, которая сначала делала упор на развитие отношений больных, а потом, внезапно, переключилась на уговоры маменьки. Фильму однозначно не хватило драматизма. В результате, как будто, смотришь однополую мелодраму, от которой вряд ли кому-нибудь станет легче.