6 июля 2024 года в Самаре прошёл фестиваль «На Грушинской волне». Он состоял из двух частей. Дневная проходила в Струковском саду. Вечером - концерт в Филармонии. Вход на концерт снова был по пригласительным. Правда, вроде бы их можно было получить в кассах Филармонии. Насколько свободно, я даже не стал пытаться выяснять. А вот в Струковский сад съездил посмотреть. Предлагаю репортаж с этого мероприятия.
Городской вариант стал заменой другого, наверное, самого известного самарского и самого крупного в мире фестиваля бардовской песни имени Валерия Грушина. Обычно он проходит на природе. Но в 2024 году в таком формате проводить его не стали. Официально - по соображениям безопасности. Насколько я понял по общению в соцсетях, настоящая причина лежит глубже.
Судя по всему, у организаторов или у их части возникло полное неприятие внедрение в фестиваль военно-патриотической тематики, очевидно, со стороны администрации области. Тема непростая. Не совсем понимаю, почему организаторы вместо попыток её решить, просто самоустранились и фактически бросили фестиваль на произвол судьбы. Наверное, какие-то причины есть. Отчасти сопротивление со стороны «старожилов» такому навязыванию я могу понять. Фестиваль имеет уже более полувековую историю, на протяжении которой никогда не имел политической окраски. Он возник как народное движение и всегда таким и оставался (хотя, со временем приобрёл некоторую коммерческую составляющую). Любители палаточного отдыха собирались на природе и пели старые добрые песни под гитару. Добрые в прямом смысле. Я бы даже сказал, местами наивные. На мой взгляд, военная тематика здесь совершенно не к месту. Тем более, сейчас в Самаре организовали новый фестиваль именно на эту тему - «Гитары в строю». С другой стороны, если авторы хотят выступить с произведениями такой направленности, почему нужно им отказывать? Наверняка среди посетителей фестиваля нашлись бы те, кому была бы близка и эта тема. Открытие отдельной тематической сцены, наверное, стало бы хорошим выходом. Но возникает вопрос, что делать с главным финальным концертом? «Гори, гора!» и «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» в сочетании с фронтовой суровой лирикой - это, мягко говоря, странно. А отказывать исполнителю участвовать только на основании его материала, опять же, неправильно. В общем, по-моему, в текущих условиях разумнее было бы вообще не проводить никак. Тем не менее, нам была предложена альтернатива. На мой взгляд, крайне неудачная.
Во-первых, наполненность. Намешали всё. Были и клоуны, и барды, и история Грушинского фестиваля, и полевая кухня, и ярмарка, и СВО. Глядя на всё это, я несколько раз задавал сам себе вопрос: «При чём здесь Грушинский фестиваль?». Зачем нужно вот это искусственно соединённое нечто? При всём уважении к отдельным частям и их участникам. Во-вторых, непонятно на кого это рассчитано. Как уже написал выше, Грушинский фестиваль - это прежде всего отдых на природе. Все любители такого отдыха и постоянные посетители фестиваля спокойно организовались самостоятельно и уехали на другие точки, Мастрюковские озёра - не единственное место в Самарской области, да и в России в целом. Тем более, стоит жара. Часть людей разъехались в отпуска и на дачи. Тем, кто остался в городе, по большому счёту, это всё было совершенно не интересно. В основном, все проводили время на пляже. В результате в парке было очень мало посетителей. Я не люблю большие скопления людей, мне было как раз комфортно. Но за участников концертов обидно. Выступать перед пустым залом, тем более начинающему автору, - приятного в этом мало.
Материала наснимал опять много. Но решил не разделять его на части, дать всё вместе, чтобы была понятнее общая непонятная атмосфера.
Первая площадка на моём пути на общей схеме названа «Интерактивный театр». При мне именно тут выступали клоуны. Причём репертуар - на совсем маленьких детей. Выглядело совершенно нелепо. При всём уважении к жанру и артистам, которые работали, наверное, в самых сложных условиях - на открытом солнце. «При чём тут Грушинский?» № 1.
Сцена «Открытый микрофон» напротив каскада. В течение дня здесь выступали различные исполнители и коллективы, в основном, молодые. При мне на сцене выступал дуэт «ЛюМарин» - Людмила Доронина и Марина Петрова (Бойко). Пожалуй, их выступление - единственное, что мне действительно понравилось. При том, что не люблю бардовскую песню в целом, их послушал с удовольствием. Конечно же, они быстро закончили, записал на видео буквально всего 4 песни.
За этой сценой на центральной аллее - одна из двух тематических фотозон. Байдарка прикольная. А вот задник мог быть поинтереснее.
Двигаюсь по центральной аллее в сторону ротонды и открытой сцены. Площадка Всероссийского студенческого корпуса спасателей. «При чём тут Грушинский?» № 2.
Детские спортивные площадки. Твистер, мини-гольф, дартс, столики для арм-рестлинга. Тут тоже можно было бы спросить «При чём тут Грушинский?». Но на фестивальной поляне в последние годы устраивали нечто подобное, только более масштабное. Так что тут более-менее в тему.
Фотовыставка, посвящённая фестивалю.
Площадка истории Грушинского фестиваля. Стенды подробно не стал снимать, потому что уже видел эту выставку в 2022 году на железнодорожном вокзале.
Ещё одна фотозона.
Патриотическая сцена. Работала со стороны входа с улицы Вилоновской, напротив ротонды. Когда я подошёл сюда, начались выступления поэтов. Включая военных. Снова при всём уважении к жанру и авторам, не могу я стихи слушать вообще. Любые. Совершенно не моё. Надолго задерживаться не стал.
Рядом - полевая кухня и выставка артефактов СВО. «При чём тут Грушинский?» № 3.
Возвращаюсь обратно. Ещё одна военно-патриотическая площадка. «При чём тут Грушинский?» № 4. Снова при всём уважении и сознании важности этого направления.
Детские мастер-классы.
Ярмарка около Летнего театра. «При чём тут Грушинский?» № 5. В 2022 году на «нормальном» Грушинском тоже была. На мой взгляд, и там она смотрелась инородно. Но там всё-таки ассортимент был более интересный.
В Летнем театре работала молодёжно-семейная сцена. При мне две девочки-подростка с, видимо, бабушкой пели авторские песни про котят. Тут задерживаться тоже не стал. При всём уважении к ним тоже и с искренней радостью за них, что они вместе занимаются творчеством.
В завершение - персонаж, который рекламирует одно из новых заведений в Самаре.
Подборки материалов с других городских праздников и с фестивалей бардовской песни.