В словаре иностранных слов понятие «коллаборационист» объясняется следующим образом: (отфранц. collaboration – сотрудничество) – изменник, предатель родины, лицо, сотрудничавшее с немецкими захватчиками в оккупированных ими странах в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Уже в годы Первой мировой войны этот термин стал приобретать подобную трактовку и употребляться отдельно от слова «сотрудничество», обозначая только предательство и измену.
В нынешний период «переоценки истории России ХХ века», многие современные исследователи отказываются от ряда «догм» и положений, устоявшихся в исторической науке за несколько [последних] советских десятилетий. Изменился подход к изучению истории Второй мировой войны. Она всё чаще трактуется как столкновение двух тоталитарных систем: Советского Союза и гитлеровской Германии, которая, кто бы что ни говорил, всё равно изначально ввыступила агрессором. Изменилась трактовка общей картины социального устройства СССР; теперь выпячивается, что наше общество, якобы, было разбито на два лагеря. Первый предстаёт в лице полицейских, сотрудников «Новой русской администрации», легионеров, власовцев, националистов, и прочей мрази. А ему, дескать, противостоял второй – это остальной советский народ. Однако, люди осознанно и добровольно перешедшие на сторону врага и воевавшего вместе с ним против своего Отечества, никак не могут рассматриваться как патриоты.
16 июля 1941 года Гитлер обосновал необходимость нового административно-территориального деления на оккупированной советской территории: «Теперь перед нами стоит задача разрезать территорию этого громадного пирога так, как это нужно нам, с тем, чтобы суметь, во-первых: господствовать над ней; во-вторых: управлять ею; в-третьих: эксплуатировать её». Занятые немецкими войсками советские районы указом Гитлера от 17 июля 1941 года были разделены на рейхскомиссариаты, генеральные комиссариаты, гебитскомиссариаты и районные комиссариаты.
Нацистская политика велась в зависимости от возможностей осуществления тотального контроля. Там, где была высокая концентрация войск, она проводилась репрессивными методами. В тех же местах, где силы были меньше, широко использовалась ширма «Новой русской администрации». За словами о заботе о мирном населении, скрывалась также задача максимального содействия гитлеровцам в их войне против СССР. Нацисты прекрасно понимали, что русская антикоммунистическая эмиграция плохо знает специфику жизни в Советской России после 1917 года, поэтому ими была сделана ставка на привлечение, в первую очередь, местных жителей, вставших на путь предательства своей Родины и сотрудничества с фашистами.
Так в занятом немцами Новгороде, по инициативе граждан Б.А. Филистинского, В.С. Пономарёва, А.Н. Егупова и Ф.И Морозова было создано одно из отделений той самой «Новой администрации». Эти «господа» незадолго уже обращались к немецкому военному начальству, и оно поручило вышеперечисленным лицам подобрать надёжных людей желающих помогать новым властям. Теперь же, собравшись на квартире Филистинского, гадкие прислужники, наконец, узнали, что по поводу создания «Русской администрации» им дано предварительное согласие.
Подобным образом в Орле, Брянске, Новгороде и Смоленске были созданы, и до известного времени существовали Городские управы; а в Пскове – Уездная управа.
По немецким инструкциям 1941-1942 годов в функции старост водило:
- Организация облав и розыски скрывающихся военнослужащих РККА, парашютистов, партизан, членов ВКП(б), советских активистов, и выявление лиц, дающих им прибежище и пищу.
- Изъятие у населения оружия, боеприпасов, подрывных средств, советского военного обмундирования, радио- и фотоаппаратов, почтовых голубей.
- Розыск продовольственных и военных складов, реквизиции сельхозпродуктов у населения.
- Учёт местного населения и выявление пришлых и подозрительных элементов.
- Проведение различных репрессий, в частности – против евреев и коммунистов.
Но, несмотря на все эти меры, в районах, лежащих вдали от автомобильных и железных дорог, и оказавшихся, относительно, свободных от прямых действий Вермахта, в тяжелейших условиях, антифашистское сопротивление смогло восстановить в тылу врага органы советской власти. В первый партизанский край, образованный осенью 1941 года входили территории Белебёлковского и большей части Дедовического районов Ленинградской области. А силами партизан и подпольщиков уже к концу 1941 года на Псковщине, Новгородчине и Брянщине, удалось сохранить и запустить в работу подпольные органы советской власти.
В то же самое время Гитлер заявлял: «Никогда не должно быть позволено, чтобы оружие носил кто-либо иной, кроме немцев. Даже, если в ближайшее время нам казалось бы более лёгким привлекать какие-либо чужие покорённые народы к вооружённой помощи, это было бы неправильным. Это в один прекрасный день непременно и неизбежно обернулось бы против нас самих. Только немец вправе носить оружие, а не славянин, не чех, не казах, не украинец».
Однако, границу вместе с немцами перешли и вместе с ними сражались против Красной Армии солдаты Венгрии, Румынии, Финляндии, Италии, Словакии; генерал Франко послал на советско-германский фронт «Голубую дивизию»; в частях СС воевали добровольцы из Норвегии, Дании, Франции, Бельгии. И 25 августа 1941 года командующий группой армий «Север» генерал-фельдмаршал фон Лееб официально разрешил принимать на службу в Вермахт литовцев, латышей и эстонцев, и создавать из них особые команды и добровольческие батальоны для антипартизанской борьбы. Зимой 1941-42 года были сформированы Балтийские охранные батальоны. С июля 1942 г. эстонские батальоны наравне с немцами сражались на передовой.
В сентябре 1942 года командование армии «Юг» начало формировать казачьи части. Сначала этим занимался полковник фон Панквиц. Через месяц его назначили командующим всеми казачьими частями, а Атаманами казачьих войск были избраны: донских – полковник Духопельников, кубанских – полковник Белых, и терских – есаул Кулаков. Для идеологического обоснования была придумана теория, что казаки являются потомками Остов. Осты эти во II-IV веках нашей эры, якобы владели Причерноморским краем и, следовательно, они не славяне, а народ германского корня «сохранивший прочные кровные связи со своей германской прародиной».
В связи с этим, но и не только с этим, на Западе и в нашей современной исторической литературе гуляет мнение, что некоторые руководители Германии пытались создать жизнестойкое русское антисталинское, антикоммунистическое движение. Генерал Власов сравнивается с де Голем, а его движение провозглашается общенациональным, имеющим поддержку большинства населения на оккупированных немцами территориях. И сейчас, среди переписывателей истории СССР, как на западе, так и у нас, появляются заявления, что в борьбе со сталинизмом в 1941-1945 годах принимали участие до 10 млн.(!) человек. Вообще то, это ни соответствует фактам, ни выдерживает какой-либо критики. Да это просто пропагандистская ложь! По современным немецким данным, в начале 1943 г. в Вермахте действовало до 400 тыс. «добровольных помощников», от 60, до 70 тыс. находилось в войсках службы поддержания порядка и около 80 тысяч – в «Восточных батальонах»; около 183 тыс. человек работало на железных дорогах в Киеве и Минске. Но никогда немецкое руководство не считало эти силы своими политическими союзниками! Никогда оно серьёзно не рассматривало идеи воссоздания «Великой России без коммунистов».
И наоборот: по советским оценкам, в централизованном партизанском движении участвовало около 280 тыс. активных бойцов, а в общей сложности их насчитывают от 700 тыс., до 1,3 млн. человек.
Советские люди делом доказали, что они борются за свою Родину и за свой социалистический строй. Разбили не только фашистов, японских милитаристов, остатки белогвардейских банд и шайки националистов. Именно советские люди подняли Красный флаг над Берлином. А теперь это хотят забрать, сделать всё, чтобы из Истории исчезли: Победа Красной армии, СССР, и алый флаг рабочих и крестьян.
Митин