210,2K подписчиков

«Главное – убрать вседозволенность родителей»: что учителя думают об оценках за поведение?

6,9K прочитали
Не исключено, что в скором времени в электронных дневниках российских школьников появится новая графа – оценка за поведение.

Не исключено, что в скором времени в электронных дневниках российских школьников появится новая графа – оценка за поведение. С такой инициативой 24 июня выступил председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. Необходимо дать учителям реальный инструмент педагогического воздействия, считают в СПЧ. Глава рабочей группы организации по вопросам образования, детский омбудсмен в Ульяновской области Екатерина Сморода привела результаты опроса, проведенного среди тысячи респондентов. Как выяснилось, каждый второй школьный учитель сталкивался с дерзостью и хамством со стороны учеников (в том числе нецензурной бранью), каждый третий – с надуманными жалобами родителей в разные инстанции. Недовольные оценками родители чаще всего вступают в борьбу с преподавателем, уверенные в том, что он некомпетентен.

Порой учителя переживают настоящую травлю со стороны учеников и их родителей, желающих видеть в электронном журнале более высокие, пусть даже и не объективные оценки. У педагога в этой ситуации есть два основных варианта: стоять на своем и противостоять, сталкиваясь с недовольством школьной администрации из-за жалоб родителей в высшие инстанции, или «рисовать» оценки, экономя нервные клетки и получая при этом более высокую премию. Принципиальные учителя нередко вынуждены увольняться, так как эффективного способа влиять на поведение детей у них в нынешней системе образования просто нет.

MIR24.TV поговорил с учителями, чтобы узнать, как они оценивают инициативу по введению оценки за поведение, и какие рычаги воздействия на поведение школьников они хотели бы иметь.

Наталия А., учитель русского языка и литературы:

«Проблема поведения есть, потому что есть проблема воспитания, еще есть проблема бесправия учителей. Учитель в школе совершенно бесправен и абсолютно не защищен. В конфликтной ситуации, даже в том случае, когда учитель абсолютно прав, администрация школы не встает на его сторону перед агрессией родителей. Администрации нужна только тишь, гладь да божья благодать, чтобы не жаловались.

У учителя должно быть право выгонять из кабинета тех учеников, которые безобразно себя ведут и которые не дают вести урок. Таким образом учитель получит возможность продолжать урок, а остальные дети получат возможность заниматься. Есть дети, которые своим безобразным поведением просто блокируют возможность нормальной продуктивной работы на уроке. Абсолютно никаких рычагов воздействия на таких детей у учителя нет – в этом как раз и проблема. Только в самых вопиющих случаях хулиганов ставят на учет в детской комнате милиции, но даже это ничего не меняет. Вообще, глобальная проблема – это проблема воспитания и вседозволенности, потому что детям с малых лет твердят об их правах и ни слова не говорят об обязанностях.

Даже когда они достают во время уроков свои мобильные телефоны и учитель пытается это прекратить, они заявляют, что учитель не имеет права прикоснуться к их смартфону, при этом даже не выключают его. Я знаю случаи, когда дети в классе играли в виртуальные игры между собой во время уроков, и у учителя не было никакой возможности это прекратить. При этом родители требуют от учителей хороших отметок. Многих из них совершенно не волнует, что за нарисованными отметками нет никаких знаний, главное – чтобы в электронном табеле была оценка. Тут проблема в воспитании не только детей, но и самих родителей.

В моей практике много чего было, вплоть до нецензурной брани, оскорблений, был вопиющий случай, когда пятиклассник, развращенный в семье, смотрел эротические видео прямо в кабинете во время уроков. Проблема воспитания должна решаться, иначе отсутствие дисциплины и воспитания блокирует всякую возможность получения качественного образования, причем не только для хулиганов, но и для тех детей, которые могли бы и хотели бы учиться. Пять человек блокируют весь класс, иногда даже один может блокировать работу класса, а учитель даже не имеет возможности его выставить из кабинета. У нас в школе директор ходила во время уроков по коридорам, если она видела выставленного ученика, она приводила его в кабинет и заявляла мне при всех, что я не имею права лишать его образовательной услуги.

На самом деле, это краеугольный камень: как относиться к образованию – это услуга или образование – это все-таки образование? Мы на рынке, в магазине у прилавка или мы все-таки в школе и работаем с детьми для того, чтобы дать им знания и воспитать из них цивилизованных людей, а не дикарей? Оценки за поведения здесь абсолютно ничего не решат, по-моему, это только лишний повод для того, чтобы создавать напряженность в отношениях между учителем и родителями».

Максим О., учитель истории:

«Идея с оценками за поведение интересная, но тяжело сейчас сказать, насколько она будет рабочей, каким образом будет влиять на ученика. К примеру, оценка за знания оказывает влияние на то, что ребенка могут оставить на второй год, заставить на каникулах пересдавать контрольные, зачеты, могут не допустить до экзаменов. Что будет означать оценка за поведение? Например, она может влиять на то, попадет ли ученик в какой-либо профильный класс. Надо на эту тему думать.

Касаемо проблемы поведения детей – она, конечно, есть. Не скажу, что она какая-то гигантская и ужасная, но дети порой ведут себя в школах во время уроков неадекватно, пытаются хамить, и здесь все очень сильно зависит от того, каков учитель. У мужчин на уроках они обычно ведут себя лучше, потому что просто боятся. У молодых девушек-учителей, которые только приходят из института, зачастую на уроках творится бардак. Школьники действительно наглеют. Чаще всего плохое поведение связано с тем, что дети растут в обстановке вседозволенности. Родители им позволяют все, они их не наказывают, потому что «ребенка наказывать нельзя». И они не верят в то, что говорят учителя, считая, что на их ребенка наговаривают, а по факту ребенок чувствует безнаказанность. Он может делать все что хочет. Чаще всего ужасно себя ведут избалованные дети, дети скандальных родителей, которые считают, что им все обязаны, и школа им чем-то почему-то обязана.

Кроме вызова родителей к школьному руководству (обычно к замдиректора) никаких рычагов влияния на детей у учителя нет. Есть еще совет по внутришкольной профилактике, можно детей туда вызвать, их там показательно отругают вместе с родителями, пригрозят поставить на внутришкольный учет. Иногда это срабатывает, но далеко не всегда. Самым отпетым хулиганам просто все равно. Как еще можно влиять на поведение? Если грамотно и умно, то через оценку знаний, потому что обычно тот, кто плохо себя ведет, учится соответственно. Расшалился – лишний раз к доске. Других вариантов нет. Конечно, учитель может побеседовать с ребенком, попытаться своим авторитетом навести порядок, но это у кого как получится.

Проблему поведения на уроках решать, конечно, нужно, нужно повышать статус учителя в обществе, но самое главное – убрать вседозволенность родителей. Где-то с 2000-х, начала 2010-х годов, когда говорили, что школа – это сфера услуг, а значит, «клиент всегда прав», родители взяли моду, что они могут чуть ли не диктовать, что школа должна делать. Могут прийти – наорать на учителя, нажаловаться на все что угодно, придумать какие-то невероятные вещи, и родитель априори прав. Вот это надо убирать и делать так, чтобы априори прав был учитель».

Светлана Сивкова, учитель начальных классов, дефектолог:

«Пожалуй, начну со случая, который произошел недавно (на летних каникулах) с моей дочерью, на примере которого освещу тему оценивания поведения школьников на мой взгляд. Дочь стала свидетелем агрессивного, жестокого, девиантного поведения своей знакомой – увидела в социальных сетях факт избиения девочки, на который не отреагировал ни один посмотревший человек. Сразу возникают вопросы: 1. Помогло бы оценивание поведения в учебное время этой девочки учителем для предотвращения избиения в летние каникулы? 2. Задумалась бы она перед тем, как подняла руку на человека, что оценка в графе «поведение», повлияет на ее дальнейшую жизнь? 3. Изменит ли мнение учителя в виде отметки девиантное поведение ребенка? Думаю, нет.

Ведь корни такого поведения лежат в семейной системе. И пока семейная система не начнет претерпевать изменения, поведение ребенка не изменится и мнение учителя о поведении ученика не даст положительных результатов.

Единственно верным инструментом воздействия на поведение ребенка в данном случае стало заявление в полицию от меня, учителя, так как насилие в нашей стране запрещено законом и оповещение о факте нарушения закона является гражданским долгом. И если уровень осознанности людей в нашей стране станет выше (именно через «взрослые», осознанные поступки), то и поведение детей станет на уровень выше. И не важно, где будет находиться ребенок: на улице в группе сверстников или в школьном кабинете во время урока. Если же рассмотреть ситуацию оценивания поведения ученика прилежного, чувствительного, который воспитывается в условно «здоровой» семейной системе, как оценивание скажется на его личности? Он точно будет вести себя так же, как и раньше, – достойно. Только к этому может добавиться отсутствие самостоятельного оценивания своих поступков и успехов в будущем, трудности с самооценкой. А у детей, чьи родители являются перфекционистами, добавится уровень тревоги, так как придется еще по одному пункту соответствовать ожиданиям родителей.

Получается, что единственным рычагом воздействия учителя на поведение ребенка является личность педагога, который может быть авторитетом ученику и родителям. А для этого учитель должен быть «взрослым» человеком, придерживающимся принципов педагогической этики: гражданственности и ответственности, патриотизма, педагогического оптимизма, уважения и требовательности к личности ученика и родителя, единства слова и дела! И как кстати было бы ввести в школу ставку психолога (психотерапевта), чтобы учитель мог получить квалифицированную помощь в трудных ситуациях с детьми! Это намного затратнее по финансам для государства, чем ввести оценку поведения; энергетически затратнее для руководства школ, но такой подход повысил бы уровень психологической компетенции педагога».

По мнению педагога-психолога и учителя английского языка Розанны Мусаевой, для решения проблемы поведения школьников нужен более глубокий подход, чем оценки за поведение. А почерпнуть полезный опыт можно в Японии:

«Если вспомнить наших японских коллег, то можно заметить, что в первую очередь они делают акцент на воспитании детей. До четвертого класса у них есть целые предметы, посвященные тому, как правильно относиться друг к другу и вести себя в обществе. В своей практике я часто встречала весьма неблагоразумный, но вынужденный подход своих коллег, когда учителя используют плохие оценки, как средство манипуляции и давления на поведение детей: «Будешь плохо себя вести, поставлю «двойку» и не будешь аттестован в следующий класс». «Безобразие!» – скажете вы, но нет.

У нас просто не остается другого выбора, ведь на замечания учителей дети реагируют следующим образом: «Вы учитель английского, так и учите нас английскому!» На мой взгляд, нужно ввести отдельный предмет «манера поведения», где детей будут обучать тому, как правильно себя вести».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: