От Тиволи до центра Рима – столько же, сколько от Царского Села до центра Петербурга: около 30 километров. Для многих поколений художников и архитекторов этот небольшой городок стал знаковым местом. Именно в Тиволи на выступе одной из скал находятся живописные руины храма Весты.
Античный храм построили в римском пригороде около двух тысячелетий назад – около I века до нашей эры. Известно даже имя руководителя работ – Луций Гелий. Круглая форма здания с колоннами была свойственна храмам культа богини Весты. Древние греки называли такие святилища «толосами». Такие же круглые храмы с колоннами были, например, и в самом Риме.
Живописный вид на руины в Тиволи вдохновлял всех, кто так или иначе связан с искусством. Например, архитектор Николай Львов после поездки в Италию на всю жизнь сохранил любовь к античной классике и построил в конце XVII века в Петербурге Храм Святой Троицы, который известен также как «Кулич и Пасха»: в основе круглой формы церкви – тот самый храм Весты из Тиволи.
Есть своеобразное «окно в Тиволи» и в Царском Селе. Конечно же, оно – в нашей «греко-римской рапсодии» – Агатовых комнатах. В 1770 году итальянский мастер Чезаре Арватти создал картину-мозаику, на которой изобразил классический вид на храм Весты. Он использовал смальту, золочение и бронзу. Мозаика – почти такого же размера, как знаменитые флорентийские работы из Янтарной комнаты. Однако стиль у неё иной – рисунок уложен многочисленными маленькими квадратными плитками – тессерами.
Мозаика с видом на храм Весты находится над камином в Агатовом кабинете. Можно с лёгкостью представить, как Екатерина II любовалась этой картиной в своих любимых покоях. А о том, как можно посетить Агатовые комнаты, мы уже писали ранее.