Найти в Дзене

Coca-Cola, Starbucks и IKEA. Какие еще бренды хотят вернуться в Россию и ждут ли их здесь

Оглавление

С февраля 2022 года Россия живет под рекордным количеством санкций. Крупные бренды под давлением западных политиков ушли из России, громко хлопнув дверью. Однако их место очень быстро занял отечественный бизнес.

На полках магазинов стало больше отечественных продуктов, в торговых центрах — одежды российских дизайнеров. Потребительский рынок наиболее ярко продемонстрировал освобождение от удушающей зависимости, которую нам навязал Запад.

Coca-Cola против Добрый Cola

Ушедшая из России Coca-Cola решила продлить регистрацию своих товарных знаков в нашей стране. В апреле этого года в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) поступила заявка на марки Coca-Cola, Sprite и Fanta. В начале июля стало известно, что срок действия прав на данные товарные знаки продлен до 26 августа 2034 года.

Если бы компания этого не сделала, то права истекли бы в августе 2024 года. С этого момента любой мог бы использовать эти товарные знаки или зарегистрировать их на себя. Эксперты уверены, что американский производитель сохранил за собой права, чтобы в нужный момент вернуться на российский рынок.

Напомним, The Coca-Cola Company объявила о приостановке работы в нашей стране в марте 2022 года на фоне начала спецоперации на Украине. Компания уведомила о прекращении производства и продажи газировки под брендами Coca-Cola, Sprite, Fanta в России.

В июле 2022-го российское подразделение Coca-Cola (ООО «Кока-кола Эйчбиси Евразия») сменило название на ООО «Мултон партнерс», после чего запустила производство аналога Coca-Cola — Добрый Cola.

В итоге оригинальная торговая марка Coca-Cola выпала из топ-50 крупнейших брендов в России, а «Добрый» занял второе место по продажам в стране. В 2023 году компания получила прибыль в размере 10,25 млрд рублей, что в 4,5 раза больше показателей 2022-го. Таким образом, разливающиеся на бывших заводах американского бренда российские напитки обогнали по продажам импортные аналоги.

Кто еще не прочь вернуться

Помимо Coca-Cola, Роспатент продлил регистрацию товарных знаков «Ив Сэн Лоран Парфюм», «Шанель», Harley-Davidson, Lexus GS450h, Vogue Arome, Dunhill Master Blend, Rothmans, Kent Taste iD, Maserati, Tiffany & Co.

Не захотела терять права и IKEA. Шведская компания продлила регистрацию своего товарного знака до 2033 года. Ряд экспертов считает, что IKEA может вернуться в Россию после окончания конфликта на Украине.

-2

Действия иностранных брендов говорят о том, что они и дальше хотят использовать и защищать (в случае нарушения) свои торговые знаки на территории России.

Помимо этого, российский рынок продолжает оставаться привлекательным и для новых производителей, которые ранее не были представлены в нашей стране. Только за первый квартал 2024 года желание продавать свои товары в России выразили 11 новых компаний, причем 4 из них — из Германии, Италии и Испании.

Еще 3 предприятия с начала 2024-го анонсировали планы работать в России: французский косметический бренд Panier des Sens и два производителя одежды (8 seconds из Южной Кореи и Semir из Китая).

Ожидается, что в общей сложности на российский рынок в текущем году выйдут до 20 зарубежных брендов. Это говорит о том, что международные ретейлеры (компании, занимающиеся торговлей) снова разворачиваются к России лицом, а наш рынок для них по-прежнему привлекателен.

Капиталистическая борьба за рынок

Ситуацию с ушедшими из России фирмами, но не желающими терять свои товарные знаки, «Россия 24» обсудила с директором компании «Маркком», политтехнологом, политологом Сергеем Маркеловым.

Эксперт пояснил, что российский рынок изменился. Помимо отечественных товаров, его заняли азиатские, арабские бренды, и они его уже не уступят. Западные компании могут окончательно потерять места, поэтому для них важно сейчас хоть как-то зацепиться.

-3

Именно для этого иностранные бренды продлевают регистрации своих товарных знаков. В случае изменения политической ситуации они смогут снова попытаться выйти на российский рынок. Однако сделать это, по мнению политолога, будет непросто.

Сергей Маркелов уверен, что, например, китайские автопроизводители, занявшие в России 40–50% рынка (а в некоторых нишах — до 70%), так просто его не отдадут. Придется устраивать бизнес-войны, чтобы отвоевать место для американских или европейских автомобильных брендов. Такая ситуация ждет все отрасли — одежду, технику, фармакологию (производство лекарств).

«Будет полноценная капиталистическая борьба за рынок», — объяснил специалист.

Вернуться в Россию западным компаниям будет сложно, отмечает Сергей Маркелов. Чтобы отстоять утерянные места, придется менять маркетинговые и иные стратегии. Уже сейчас в некоторых магазинах можно встретить оригинальную Coca-Cola с символикой Олимпиады в Париже. Однако ажиотажа вокруг нее нет. Покупатель проходит мимо и берет более дешевую азербайджанскую, грузинскую, казахскую Coca-Cola или российскую Добрый Cola.

Подписывайтесь на наш канал — «Россия 24». Говорим о том, что нас ждет в будущем. Объясняем то, что вызывает вопросы.