Найти тему

Как помочь гиперактивному ребенку?

Важно знать и понимать, гиперактивность это не плохое поведение и неправильное воспитание! СДВГ развивается на фоне специфических нейрофизиологических и биохимических процессов. При СДВГ происходит нарушение функций определенных отделов головного мозга отвечающих за решение организационных задач, планирование и контроль импульсов. У таких детей перераспределение информации происходит неравномерно из-за работы медиаторов, отвечающих за переработку информации от различных раздражителей, которая потом выливается в невнимательное, импульсивное, и гиперактивное поведение. При обследовании детей с СДВГ прежде всего выявляются нарушения, связанные с недостаточностью активирующих влияний подкорковых структур на кору головного мозга. У таких детей отмечается истощаемость, неустойчивость внимания, снижение работоспособности. Функциональной незрелостью подкорковых образований обусловлены и нарушения сна, сниженный иммунитет, эмоциональная неустойчивость. В подростковом возрасте у детей меняется поведение, резко снижается самоконтроль , становятся более возбужденными, особенно это свойственно девочкам-подросткам. Они несговорчивы, взрывчаты, противоречивы.Мальчикам характерно неразумное, нелогичное поведение. Что же делать? Можно ли помочь? ОДНОЗНАЧНО, помочь таким детям можно, вовремя заметив проблему и обратившись к специалистам (невропатолог, психотерапевт, психолог, дефектолог).Не у всех детей своевременно выставляется диагноз, а ведь лечение дает ребенку возможность развиваться нормально. Так же надо понимать, что не все активные и невнимательные дети гиперактивны. Так как же родителям выяснить и заподозрить эту проблему и принять меры в более раннем возрасте, чтобы к школе уже ликвидировать или уменьшить проявление болезни. Прежде всего требуется внимательно проанализировать поведение ребенка в повседневной жизни. Диагностические критерии дефицита внимания: - не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе; - с трудом удерживает внимание в игре; - не слушает, что ему говорят; - не в состоянии следовать инструкциям; - не может организовать игру или деятельность; - часто теряет вещи; - часто и легко отвлекается; - часто бывает забывчив. Если замечено шесть и более признаков, то это повод для более тщательной диагностики. Диагностические критерии гиперактивности: - совершает суетливые движения руками и ногами; - часто вскакивает со своего места; - гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема; - не может играть в тихие игры; - очень много говорит. Для определения гиперактивности необходимо не менее пяти признаков. Диагностические критерии импульсивности: - отвечает на вопрос, не выслушав его; - не может дождаться своей очереди; - вмешивается в разговоры других. Признаки СДВГ в раннем возрасте. 1 год: - ребенок чрезмерно активен; - редко спокоен в бодрствующем состоянии; - много кричит; - отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде; - характерен сниженный аппетит; - спит мало и беспокойно; - нет этапа ползания; - активно реагирует на обращение; - не всегда дает себя носить на руках и ласкать. 2 год: - ребенок постоянно в движении; - необычайно любопытен; - готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки; - утомителен для окружающих; - бесстрашен и смел, что может быть причиной несчастного случая; - не обращает внимания на замечания. 3 год: - ребенок постоянно стремится быть в движении; - иногда бывают приступы агрессии; - проявляется активное и выраженное упрямство; - отмечается неловкость и неуклюжесть; - часто ломает игрушки; -повышенная отвлекаемость; - способен за короткое время устроить в убранной комнате беспорядок. Как отличить непоседу от гиперактивного ребенка? Непоседа - может, но не хочет, гиперактивный ребенок - хочет, но не может. У первого - пробелы в воспитании, у второго - физиологические и психологические нарушения, требующие лечения и коррекции. Ритмы являются основой любого процесса адаптации. Ритм заменяет силу. Все, что происходит регулярно, ритмически, требует меньших затрат и сил, чем выполнение чего-либо во внеурочное время или в необычных обстоятельствах в виде однократного действия. Чем более ритмично регулярно осуществляются действия, связанные с кормлением, уходом, отдыхом, игрой и сном ( режим питания, сна и пр.) тем более целительное влияние оказывается на открытую и готовую к обучению "ритмическую систему" малыша, что обеспечивает ее гибкость и готовность к адаптации ко взрослой жизни.Распорядок дня должен стать основой жизни. Пренебрежение ритмом в вопросах питания и сна закладывает основы последующих расстройств детской нервной системы.Для гиперактивных детей , режим дня и питания - это вопрос выживания сохранения энергии, которой у них и так не достаточно. Упорядоченный образ жизни экономит силы и делает возможным то, что не удается, если не следовать никакому режиму и не учитывать присущих человеку ритмов. Для ребенка с СДВГ, учитывая особенности его обмена веществ, является жизненно необходимым и тепло родного очага (теплая, уютная атмосфера дома), и теплые взаимоотношения в окружении ребенка, и теплое любовное отношение к самому малышу. Любовь - это самая важная составляющая любого действия, побуждения, намерения, любого мгновения. Очень важно определить четкие и нерушимые границы дозволенного, оставляя достаточно свободы, чтобы ребенок мог учиться на собственном опыте. Здесь нужна последовательность и хорошая организация. Важно быть всегда спокойным и уверенно вести себя. Нужны четкие и понятные указания для ребенка, давать распоряжение надо, глядя прямо в глаза, и только одно распоряжение и не более в данный момент. Иначе внимание рассеивается и ребенок не способен выполнить ничего. Очень важно следить за своими словами. Избегайте негативных высказываний. Когда ребенку проясняют границы его прав и обязанностей, подкрепляя их ласковыми, но твердыми наставлениями, он становится более уверенным в себе, своих действиях, и ему нет нужды испытывать границы своих возможностей. Когда каждый в доме знает свое место, не расходуется драгоценная энергия на поддержание дисциплины и порядка в доме. Лучше эту энергию направить на любовь и творчество. Помните, об отрицательном влиянии стресса и не допускайте его. Родителям, важно знать, что приводит к стрессовым ситуациям детей с СДВГ. 100% стресс: Мои родители читают мне мораль, не объясняя, что она значит. Никогда у меня не получится все правильно. Все, что ни делаю, не так. Мои родители не разговаривают со мной нормальным языком. Они вечно кричат на меня. Ненавижу лежать в темной комнате, пока не засну. 90% стресс: Делать домашнее задание с мамой. Я постоянно слышу: "Бери пример с ..." 80% стресс: Мой брат смеется над моими плохими оценками в школе. Помните: ваше терпение, выдержка и мужество будут залогом успеха!