Найти тему
МК в Питере

На пользу обществу: о самокатах в Петербурге писали еще 130 лет назад

Стену заброшенного здания на Обводном канале украсили на днях каллиграфические граффити с цитатой из журнала «Самокатъ» от 1894 года. Петербуржцы сразу окрестили изображение арт-объектом в защиту водителей СИМ. Журналист «МК в Питере» ознакомился с трудами коллег из XIX века и нашел общее в аргументах за самокатное движение в прошлом и сегодня.

    Граффити на одном из зданий на Обводном канале. Фото предоставлено «МТС Юрент»
Граффити на одном из зданий на Обводном канале. Фото предоставлено «МТС Юрент»

Каллиграфическая цитата из еженедельника «Самокатъ», который возник в Санкт-­Петербурге в 1894 году, появилась на Обводном канале несколько дней назад.

«Распространение самокатов может идти успешно только там, где общество, а вместе с тем и власть имеющие сознают, что беспрепятственное применение самокатов на практике приносит пользу не только ездящим на них, но также и всему обществу, пользующемуся столь усовершенствованным по быстроте и дешевизне средством сообщения», — гласит послание, которое нанес на стену 27‑летний художник Роман Неофиди.

В третьем номере журнала наши коллеги писали о том, что «самокатно-­дорожный спорт развился в России уже настолько, что дальние поездки составляют явление самое обыденное, когда всякий мало-мальски опытный ездок при первой возможности стремится выбраться на своем стальном коне за город подышать чистым воздухом, посмотреть новые места, познакомиться с окрестностями города, которые ему до приобретения самоката были совершенно чужды».

Авторы издания писали о том, как используются самокаты в других странах, об их применении в полиции и армии. Читатели (опытные самокатчики) делились советами, например, что надеть тем, кто склонен к излишнему потоотделению. Попутно читателям сообщалось, где на самокатах и велосипедах ездить воспрещается (тогда для этих видов транспорта был закрыт почти весь центр). Поднимался вопрос о правильности хранения самокатов и велосипедов. Авторы сетовали, что даже в богатых домах со швейцарами в парадных сложно поставить более двух-трех «машин», а из тех, где швейцаров нет, технику могли и украсть.

Прошло 130 лет, а мысли авторов не потеряли в своей актуальности. Скорее — наоборот. Да и вопросы на повестке дня все те же: безопасность, скорость передвижения, ограничения, доступность. Хоть сейчас бери текст 130‑летней давности и публикуй: он будет весьма актуален.

Прогресс сейчас

С тех пор, конечно, многое изменилось. Город разросся, велосипеды и самокаты стали полноправными участниками дорожного движения. При этом средства индивидуальной мобильности получили мощные электромоторы. Прогресс все же не стоит на месте.

Но, как и прежде, СИМ используют прежде всего для того, чтобы быстрее добраться из одной точки в другую (наши коллеги 130 лет назад вообще писали, что самокаты способны обогнать поезда), тем самым сэкономив время.

Появление кикшеринга — всего лишь ответ на возникший запрос. Как и постоянное пополнение кик-парков.

При этом, как и 13 десятилетий назад, в обществе имеется доля скептиков, критикующих любителей самокатного движения в Петербурге. Отметим, они не выступают против самого транспорта, негативные эмоции вызывают лишь нарушители, влетающие на СИМ в толпу людей, пересекающие дорогу перед капотом едущих машин и так далее. Кстати, по данным кикшеринговых компаний, хулиганов на электросамокатах — всего 1% от общего числа пользователей СИМ. Они — та самая ложка дегтя.

Как СИМ обучают культуре вождения

В 2018 году индустрия аренды СИМ пришла в Россию, сегодня в нашей стране работает несколько крупных кикшеринговых компаний. На сегодня фирмы по аренде электросамокатов ежегодно подписывают соглашение со Смольным. В документе обозначены зоны, в которые заезжать на СИМ нельзя, территории, где скорость передвижения электросамоката должна быть снижена, и многое другое.

Благодаря технологическому прогрессу средства индивидуальной мобильности уже успешно выполняют роль штурмана. Программа следит за маршрутом и сама снижает скорость самоката, скажем, у станций метро. Или останавливает СИМ, если посчитает, что водитель взял на борт пассажира, что запрещено. Глядишь, пройдет немного времени, и средства индивидуальной мобильности, подобно настоящему штурману, начнут предупреждать водителя о грядущем маневре. Например, говорить: «Впереди пешеходный переход, нужно спешиться» или «Вы подъезжаете к закрытой зоне, выберите другой маршрут, или нам придется расстаться».

Но главное, что прогресс не стоит на месте и мнение общества о СИМ меняется. Да и отношение властей к самокатам не такое, как было у предшественников, работающих 130 лет назад. Понимая, что технологический прогресс не остановить, петербургский комитет по транспорту включает самокатам зеленый свет, но четко регламентирует правила езды. А иначе в культурной столице и быть не могло.

Кстати

Первый запатентованный электросамокат был создан в сентябре 1895 года. Правда, в те годы электричество не было так распространено, как сейчас, потому ни изобретение Огдена Болтона, ни появившееся позже творение фирмы Ajax Motor спросом не пользовалось. Первый прорыв произошел только в 1950‑х, когда сильно изменили внешний вид самоката и поставили на него ДВС. Второй — в начале 2000‑х: самокаты получили довольно мощные электродвигатели.

Автор: Дмитрий Ларионов