Эпос о Гильгамеше, древняя шумерская и аккадская эпическая поэма, рассказывающая о легендарном герое Гильгамеше. История Гильгамеша начинается с пяти шумерских поэм о Гильгамеше (ранее известном как Бильгамеш), царе Урука, которые могут восходить к Третьей династии Ура (около 2100 года до нашей эры). Эти независимые истории позже были объединены в единую эпическую поэму на аккадском языке. Первая сохранившаяся версия этой объединённой эпопеи, известная как "старовавилонская" версия, датируется XVIII веком до нашей эры и называется по начальным словам "Шутур эли шарр" ("Превосходящий всех других царей"). Сохранилось лишь несколько табличек этой версии. Позднейшая стандартная вавилонская версия, составленная Син-леки-уннинни, относится к периоду между XIII-X веком до нашей эры и носит название "Ша накба имуру" ("Тот, кто видел глубину", буквально "Тот, кто видит неизвестное"). Примерно две трети этой более длинной, двенадцатитабличной версии были найдены. Лучшие копии были обнаружены в руинах библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала VII века до нашей эры. Эпос о Гильгамеше является старейшей известной эпической поэмой. Благодаря своему возрасту и распространению по всему древнему Ближнему Востоку, он оказал влияние на эпическую поэзию всех времён.
Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.
В начале Эпоса о Гильгамеше Гильгамеш, полубожественный царь Урука, терроризирует свой народ. Никто не может его остановить, так как он частично божественный и был создан богиней Белит-или (Нинхурсаг). Боги услышали мольбы людей и, в ответ, Аруру (Нинхурсаг) создала Энкиду как его соперника. Сначала Энкиду был дикарем; однако, по просьбе охотника, Гильгамеш отправляет к нему Шамхат, культовую проститутку, чтобы она соблазнила его и сделала цивилизованным.
Когда Энкиду становится цивилизованным, Шамхат рассказывает ему о тирании Гильгамеша и о серии его снов. Эти сны истолковываются как предзнаменование появления равного ему товарища, и Гильгамешу нужно найти Энкиду, чтобы подружиться с ним. Под руководством Шамхат, Энкиду отправляется в Урук, останавливает Гильгамеша от вмешательства в свадьбу, и они сражаются на улицах, пока не приходят к ничьей, становясь друзьями.
Став товарищами, Гильгамеш и Энкиду решают победить Хумбабу, огнедышащего стража Кедрового леса, чтобы прославиться. Перед встречей с монстром, Гильгамеш видит два сна: один о своей победе над Хумбабой, а другой предсказывает беду. После убийства Хумбабы с благословениями Нинсун (матери Гильгамеша) и Шамаша (бога солнца), они рубят деревья и возвращаются в Урук. В Уруке Иштар (богиня сексуального желания и войны) просит Гильгамеша стать её возлюбленным. Гильгамеш отказывает ей, зная, что все её любовники погибают или терпят ужасные последствия.
Отказ Гильгамеша приводит Иштар в ярость, и она угрожает царю богов и своему отцу Ану поднять мёртвых, если он не даст ей Небесного Быка. Иштар выпускает Быка на Урук, что приводит к гибели сотен молодых мужчин. Энкиду встречает Быка и убивает его с помощью Гильгамеша, принося внутренности Быка Шамашу, что ещё больше злит Иштар. Вскоре Энкиду снится, что совет богов решает, что он должен умереть за свои и Гильгамеша поступки против Хумбабы и Небесного Быка. Сон Энкиду сбывается, и он умирает от мучительной болезни. Гильгамеш теряет единственного друга и равного себе, оплакивая его смерть и отправляясь в изгнание в сельскую местность.
Бродя по пустошам, Гильгамеш размышляет о смерти Энкиду и осознает свою смертность. Он решает найти Утнапиштима, единственного бессмертного человека, чтобы узнать, как стать бессмертным. Чтобы добраться до Утнапиштима, Гильгамеш проходит через ослепляющую темноту горы Машу и попадает в страну драгоценных камней, где встречает сидури, пивоваршу. Сидури направляет Гильгамеша к Ур-шанаби, перевозчику, и, найдя Ур-шанаби, он наконец добирается до Утнапиштима.
Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.
Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.