Найти в Дзене

Баракольская долина

В тот день мы реализовали ещё одну мечту. Годом ранее мы открыли для себя Баракольскую долину, пройдя от Дырковатой до горы Клементьева — и очень нам там понравилось. Нам безмерно повезло с погодой, подарившей нам много-много ярких красок и удивительных ракурсов. Конечно нам хотелось ещё! Но, вот уже в который приезжая в Коктебель, мы тогда ещё ни разу не были на манящей вершине горы Коклюка. Сейчас, конечно, туда проще доехать на такси, так сделали хорошую дорогу, но тогда и дорога такая, что не каждый поедет, да и неинтересно на такси было. Поэтому, невзирая на внезапное ненастье, мы отправились навстречу ветру на гору Клементьева, чтобы дойти до «Звездопада Воспоминаний».

-2

На автобусе мы доехали до подножия горы Клементьева и пошли напрямки вверх к памятнику планеру. Через гору Клементьева проходит 45 параллель, которую ещё называют Золотой или серединной — в равной удалённости от экватора и северного полюса. Сейчас у дороги стоит заметный знак и от него начинается тропинка на гору.

-3

А тогда Андрей поначалу решил было, что нашёл человеческие следы обрадовался найденной тропе. Но потом оказалось, что он шёл не по человеческим следам, а по заячьим. Потому что этот самый заяц, по следам которого мы шли, выскочил у него почти что из-под самых ног, и тропа закончилась. На зайце. Заяц куда-то убежал за пригорок, а мы кое-как вскарабкались к планеру.

-4

У планера был, естественно, хороший такой ветер, правильный.

Местный воздух упруг и аэродинамические потоки образуются при любой погоде. Именно поэтому здесь стал развиваться планерный спорт. С лёгкой руки Константина Арцеулова, советского летчика-испытателя на горе Клементьева начали проводится полёты на планерах. Прогуливаясь по вершине горы в компании Максимилиана Волошина, он обратил внимание на подброшенную шляпу поэта. Та не упала на камни, а продолжила мягкое парение.
-5

Узун-Сырт в переводе означает «длинный хребет», его длина около 7 км, а ширина от 300 до 600 м. Это выгнутое плато, ограничивающее с севера круглую долину Бараколь диаметром около 4 км, возвышается над долиной с юга на 130 м, с севера на 80 м. А над уровнем моря массив возвышается на целых 268 м.

-6

Мы шли вдоль края хребта по грунтовой дороге, глядя на мутный Бараколь по левую руку от нас, в долине, и вообще всячески любуясь бескрайними видами. Над Кара-Дагом, похоже, образовался центр циклона, там заворачивалась облачная воронка. Вообще небо было очень многообещающее, из него в конце концов, как и обещали, пошёл дождик.    

В 1923 г. в селе Отважное организована Высшая летная планерная школа, и в ноябре на плато прошел первый Всесоюзный планеристский слёт. Всего за 12 лет состоялось 11 таких событий. Они неизменно получали огромный общественный резонанс, постоянно устанавливая мировые рекорды. Каждую осень сюда прибывали до 200 заслуженных спортсменов и любителей. Именно на горе Клементьева в Крыму начали свой профессиональный путь знаменитые авиаконструкторы Илюшин, Антонов и Яковлев. Здесь же был впервые испытан планер Королёва, оснащенный реактивным двигателем. Современное название хребет получил после 11 сентября 1924 года. В тот трагический день молодой (1896 года рождения), но уже опытный испытатель П.Н. Клементьев разбился на собственно изобретенном планере АВФ 11 «Комсомолец». В воздухе корпус лопнул, и летательное средство рухнуло с высоты 510 м.
-8

Над центром планеризма летал один планер, выписывая в небе свечки и мёртвые петли, а один товарищ учил другого товарища как рулить крылом, держа его в руках и на удивление не улетая на нём. Ветер всё усиливался, плащи хлопали по ушам, и мы друг друга не слышали. На дороге встретили машину, из окон которой глядели на нас удивлённые люди, ехавшие с аэродрома в кафе...

А мы в конце концов дошли до перехода на гору Коклюк, и по тропочке немного вверх мы подошли к ротонде, на которой было написано «Звездопад Воспоминаний». Вершина горы является самой высокой точкой Феодосийского мелкогорья (345 м) и великолепным обзорным пунктом для знакомства с Восточным Крымом. Отсюда открывается вид на рельеф Крымских гор: массив Агармыш и хребты Кизилташа с горой Сандык-кая на западе, горный массив Эчки-Даг на юго-западе, живописные причудливые горы и хребты Карадагского заповедника на юге. В восточном направлении горы сменяются плавными очертаниями хребтов Феодосийского мелкогорья и здесь взору открывается вид на Янышары с Тихой бухтой, Якорную долину, хребет Тепе-Оба с мысом Киик-Атлама.

С юга, в Баракольской впадине, село Наниково. Названо по фамилии лейтенанта, отдавшего жизнь за мирное небо в этих краях. В Великую Отечественную тут шли бои. На скалах, под ротондой, мемориальная доска: «Павшим в борьбе с фашизмом. 1941-1945». Южнее — солёное озеро Бараколь. Геологи до сих пор не могут понять, откуда оно взялось — во всей долине нет и никогда не было даже самой маленькой речки. Во влажный сезон Бараколь — солёный водоем, летом же он превращается в болотистый солончак.

-11

Вдали — Коктебель. Правее — Карадагский массив. Неподалеку — Армутлукское озеро. Его зовут Крестовым за форму. В 2008 году в Армутлукской долине снимали сцену фильма по братьям Стругацким «Обитаемый остров» Ф. Бондарчука, где на планете Саракш разбивается космический корабль Максима.

-12

Белая ротонда появилась на вершине горы в 1956 г. Тогда она носила название «Беседка ветров». Пол в строении был отмечен изображением розы ветров. У кромки обрыва — каменные столбы выветривания. Как повествуют записки Грина, эти изваяния напугали автора, проходящего тут жарким летним днём в 1931 году по пути в Коктебель, к Волошину. Писатель назвал их «духами гор». И настолько испугался каменных столбов, что обратно пошёл другой дорогой, подальше от этих каменных стражей. Мы же не преминули полазить по окрестным камням, причём Андрей даже напугал Лену своей отвагой, нависая в поисках ракурсов над обрывами.

На вершину стали приезжать машины. Сначала одна компания удивила нас желанием путешествовать в такую погоду, потом приехали ещё две машины — стало так людно, что мы решили предпринять отважную попытку спуститься прямо под ротондой по крутой тропочке с осыпями вниз.

И, как оказалось, не ошиблись. Потому что снизу нам открылись великолепные виды на скалы. То есть, не совсем снизу, а с верхней трети тропы. Это было замечательно. Каменюки были гигантские, мы долго спускались, так как ждали, пока солнышко посветит на эти чудные камни.

Пока мы ждали солнышка, которое действительно через некоторое время начало выходить — сквозь очень живописные тучи, которые завихрялись вокруг ротонды… Но солнышко выходило не на нас — мы любовались солнечной Феодосией, потом солнечным Коктебелем, потом солнечным Бараколем. Бараколь, кстати, был абсолютно замечателен в этом ракурсе и в этом освещении. На камешки солнышко посветило — естественно, не с той стороны, контраст только усилился, но мы, всё равно очень довольные, продолжали спускаться с Коклюка.

Сползли мы, значит, вниз, и дошли до села Наниково, которое до войны называлась Бараколь. Ну, вполне естественно, посетили там магазин, утолили жажду, после чего бодро отправились к дождевой впадине…

-17

Пересекли как всегда шлагбаум, запрещающий проход и проезд. После чего были громогласно предупреждены чабаном, который пас отару в кустах, о том, что «Ходит совсем невозможно, невозможно, нельзя ходит, мошки, мошки, заедят мошки!!» Андрей сказал, что ничего, не прокусят. И мы отважно потопали навстречу мошкам.

Лена удивлялась, каким образом здесь вообще какие-то мошки могут быть, потому что был сильный ветер. Андрей сказал: «Подожди, счас ветерок стихнет». Лена не верила — мол, ветерок здесь стихнуть не может. Ну, и сглазила как всегда, поскольку через некоторое время, когда Андрей ушёл куда-то вглубь Бараколя что-то там снимать и выискивать ракурсы, ветерок всё-таки поутих, и мошки образовались сразу в носу, в глазах, в ушах — везде где можно было. В общем, мы получили массу впечатлений. Ну, а Бараколь был по-своему красив — не так, как в прошлом году, более мокро красив, но всё равно хорош.

Вдали многочисленными смешными белыми точками сидели чайки. Мы очень много, как всегда, снимали — солнышко так красиво раскрасила прибрежные травы, а небесах возникали всякие неожиданные эффекты.

Пройдя уже Бараколь, спугнули со стоящего у дороги дерева какую-то мелкую хищную птицу, типа сокола. Одна птица улетела, а вторая, как выяснилось позже, осталась сидеть у гнезда, прикинувшись чучелом, а в гнезде при ближайшем рассмотрении обнаружился ещё и птенец, который смотрел на нас круглыми недоумевающими глазами.

-21

Впереди были виноградники, которые, естественно, как было написано, охранялись служебными собаками, и ходить вдоль которых было всячески запрещено. Собак мы, правда, к счастью не встретили — конец июня, виноград ещё не поспел, поэтому и охраны нет. И мы, сопровождаемые мошкой, вылезли на дорогу вдоль поля. До шоссе осталось чуть больше километра.

На повороте к винзаводу «Коктебель» мы свернули к пляжу.

-23

Мы пошли к пляжу, намереваясь искупаться в районе холма-мавзолея Юнге, а потом посетить наше любимое кафе «Эминэ», где мы заказали на ужин чудесный шашлык и пили чудесное сладкое вино «Старый Нектар»…

-24

29 июня 2008 г.