Найти в Дзене
Виталий Недельский

Потребление.

Рецензия на «Открывая организации будущего». Фредерик Лалу. Часть 5. «Теневые стороны Оранжевой парадигмы или потреблядство. Чем ярче свет новой стадии развития, тем более темную тень он отбрасывает. Одна из теневых сторон Оранжевой стадии — оголтелое стремление к новизне. Предприниматели не только обслуживают все наши базовые потребности, они пытаются создавать потребности, больше и больше потребностей. Это помогает питать иллюзию — чем больше у нас чего угодно (имущества, одежды по последним веяниям моды, средств омолаживания тела), пусть в действительности мы в этом не нуждаемся, тем более мы счастливы и довольны жизнью. Не сразу, но постепенно становится ясно, сколь многое в экономике основано на вымышленных потребностях и нежизнеспособно как с финансовой, так и с экологической точки зрения. «Мы достигли стадии, когда рост происходит ради роста. Медицинский эквивалент — онкологическое заболевание.» Вот это очень замечательное сравнение. В последнее десятилетие все больше экономисто

Рецензия на «Открывая организации будущего». Фредерик Лалу. Часть 5.

«Теневые стороны Оранжевой парадигмы или потреблядство.

Чем ярче свет новой стадии развития, тем более темную тень он отбрасывает. Одна из теневых сторон Оранжевой стадии — оголтелое стремление к новизне. Предприниматели не только обслуживают все наши базовые потребности, они пытаются создавать потребности, больше и больше потребностей. Это помогает питать иллюзию — чем больше у нас чего угодно (имущества, одежды по последним веяниям моды, средств омолаживания тела), пусть в действительности мы в этом не нуждаемся, тем более мы счастливы и довольны жизнью. Не сразу, но постепенно становится ясно, сколь многое в экономике основано на вымышленных потребностях и нежизнеспособно как с финансовой, так и с экологической точки зрения. «Мы достигли стадии, когда рост происходит ради роста. Медицинский эквивалент — онкологическое заболевание.»

Вот это очень замечательное сравнение. В последнее десятилетие все больше экономистов и социологов говорят о трансформации капитализма. Традиционный капитализм Адама Смита подошел к пределам экстенсивного развития – на Китае и Индии заканчивается дешевый труд на планете, ископаемые ресурсы очень даже исчерпаемы, а ссудный процент как двигатель экономики постоянно надувает пузыри и бросает ее, родимую в кризисы. А это очень неприятно, если вы на волне длинного повышения взяли валютную ипотеку и купили квартиру.

Японцы узнали эту неприятность 20 лет назад, когда рухнула финансовая пирамида недвижимости и многие обанкротились. С тех пор Япония живет в парадигме околонулевого экономического роста и неплохо, надо сказать, живет! В самом деле, допустим у вас уже есть квартира с 10 комнатами. Там все, что вам нужно для комфортной жизни. Несколько спален, гостиная, кабинет, бильярдная, каминная и курительная. Куча санузлов. Но, для оправдания собственного экономического роста вам надо показать соседям по этажу, что на следующий год у вас уже квартира с 11 комнатами. 10% рост! А на следующий год – 12 или лучше 13. Которые стоят пустые и на них идут коммунальные расходы.

Так и государства, находящиеся в плену формальной экономической статистики, занимают деньги у других государств, чтобы показать рост в следующем году. Некоторым из них сначала помогает низкая база. Некоторым низкая база и растущие цены на нефть и газ. Но когда оба этих кайфа заканчивается (7-10 лет максимум), то кризис больно бьет по завышенным ожиданиям.

Не лучше ли в аналогии с квартирой сосредоточиться на внутреннем содержании жизни в этой квартире? Как мы проводим время, чему мы учимся там, как воспитываем детей, радуемся новому? Это все никак не отразится в современных бухгалтерских книгах, однако очень-очень важно для качества жизни. Вот почему Япония с ее постаревшим раньше других населением, нулевым экономическим ростом и высокотехнологической повесткой может для многих служить первопроходцем в будущее, которое лет через 25-30 ждет и нас.

«Еще одна теневая сторона Оранжевого мировоззрения проявляется в том, что успех меряется исключительно деньгами и социальным признанием. Если принимать во внимание только рост чистой прибыли, если главное — достигнуть вершины, люди обречены испытывать чувство, что жизнь пуста. Характерная для Оранжевых организаций болезнь — кризис среднего возраста. Двадцать лет мы играем в эту игру, гоняясь за успехом. А потом понимаем, что до вершины не добраться или что вершина — совсем не то, что нам нужно.»

«Все сводится к целям и цифрам, точкам контроля и дедлайнам, еще одной реструктуризации и созыву еще одной кросс-функциональной рабочей группы, поневоле в голову приходит вопрос о смысле всего этого. Появляется желание чего-то большего.

Принимая во внимание корпоративные скандалы последних десяти лет, можно добавить, что самая очевидная теневая сторона современных организаций — безудержная личная и корпоративная алчность. Узкий круг высшего руководства награждает себя все большими зарплатами, лоббирует принятие все более благоприятных для себя законов и правил, подкупает органы надзора, заигрывает с правительством, чтобы платить как можно меньше налогов или не платить их вовсе, лихорадочно объединяется, сливается и поглощает, чтобы стать монополистом в своей области и злоупотреблять полученной властью по отношению к поставщикам, клиентам и сотрудникам.»