I haven't touched a movie camera in 20 years. But one psychopath brought me out of my mental lethargy. He set fire to the front door of my apartment and threatened to kill me. For six months, the demon painted stars of David on my door, planted notes promising quick reprisals, and left dummy bombs under the door. But when the investigator who opened the criminal case said that the suspect was dead and the case was closed, I felt a mystical horror. A voice rang in my head, telling me to pick up the movie camera again. But for what? You will be making a film about the God who saved you from certain death. But God is invisible. You can't hear it, touch it, smell it, or hold it in your teeth like a nut kernel. The voice laughed. Imagine that you are looking through the eyepiece of a movie camera. Someone is invisibly looming behind you. Someone huge. No one is aware of his presence. Only his shadow is visible in the frame. Take a dry branch and trace the outline of this shadow. And the angels, having seen the drawing, will understand how great the Lord is. I did as the voice advised. That's how the movie "HEIDEGGER" appeared.
____________________________________________________________________________
20 лет я не прикасался к кинокамере. Но один бес вывел меня из душевной летаргии. Молодчик натянул балаклаву на лицо и плеснул горючую смесь на входную дверь моей квартиры. Он поджог дверь, ломился, угрожал, и чуть ли не каждую неделю рисовал звезды Давида на двери, подкладывал записочки с обещаниями скорой расправы, и оставлял у порога муляжи взрывных устройств. Но когда следователь, возбудивший уголовное дело, сказал, что подозреваемый мертв, а дело закрыто, я испытал мистический ужас. В голове зазвенел голос. Он приказал вновь взять в руки камеру. Но для чего? Ты снимешь фильм о Боге, который уберёг тебя от верной смерти. Но Бог невидим. Его нельзя услышать, осязать, обонять, или распробовать, как ореховое ядрышко. А ты представь, что смотришь в окуляр камеры. Кто-то незримо топчется за твоей спиной. Кто-то огромный. Он отбрасывая тень в кадр. Возьми сухую ветку и очерти контур этой тени. И ангелы, увидев рисунок, поймут — насколько велик Господь. Я поступил так, как посоветовал голос. Так появился фильм «ХАЙДЕГГЕР».
_____________________________________________________________________________
06.08.2024 я закончил работу над фильмом. Я снимал его четыре года, не взяв копейки у государства и бизнеса. В фильме я режиссер, сценарист, оператор, художник, звукорежиссер, монтажер, корректировщик света, видеоинженер, продюсер и даже исполнитель главной роли.
Короткий синопсис:
Всё детство автор таскал синяки под одеждой, и решил рассказать, каково это, когда с тебя снимают семь шкур…Сюжет этой мистической драмы напоминает историю царя Эдипа, но только Кузин, в отличие от сына фиванского царя Лая и Иокасты, не бежит от встречи с отцом, а делает всё, чтобы её приблизить. И, чтобы отыскать в груде старых фотографий отца, автор даже вызывает из небытия тень матери, умершей 40 лет назад. Но как разговорить призрак, скитающийся по закоулкам твоего ума?
Прокатное удостоверение от Министерства Культуры РФ за № 111020624 от 20.06.24 года
Расширенный синопсис:
Фильм разделен на 14 глав. Они названы так же, как Мартин Хайдеггер определял экзистенциалы в своей книге «Бытие и время»:
DASEIN, IN-DER-WELT-SEIN, SORGE, VERFALLEN, GEWORFENHEIT, ANGST, ENTSCLOSSENHEIT, ZEITLICHKEIT, FREIHEIT, SCHICKSAL, SEIN ZUM TODE, UNVERBORGENHEIT, VERFALLEN AN DIE WELT, SICH-VORWEG-SEIN…
Фильм «ХАЙДЕГГЕР» предваряет эпиграф, в котором студент ВГИКа, снимающий короткометражный фильм о детстве Гитлера, беседует с дьяволом. Демон взялся помочь со сьёмками и, надев спецовку электрика, расхаживает по коридорам ВГИКа. «Как долго я мёртв?» — спросил студент. «Ха-ха-ха, — засмеялся Люцифер, — чтобы жить в аду, не обязательно умирать».
"ХЕЙДЕГГЕР" начинается с посвящения Дереку Джармену, снявшему фильм о Витгенштейне, чтобы дать понять умам, не зараженным духом редукционизма: этот фильм - не биография и не лекция по истории феноменологии. Меня интересует грязное белье, которое дух, всегда одетый в белые рубашки, не желает выставлять напоказ.
Взяв за образец свою собственную драму, я показываю превратности существования через жизненные испытания. В этом и заключается идея. Собственно, то, о чем мой фильм, совпадает с фундаментальной онтологией Хайдеггера: смерть (Небытие) как метод выработки презумпций истинности бытия. Но, в отличие от экзистенциальных философов, я погружаюсь в смерть (живу в смерти) не с помощью максим, а с помощью образов.
Вслед за Хайдеггером я пытаюсь вернуть метафизику в поле, в ту первозданную борозду, где клубень (пропозиция), корни (пресуппозиция) и застывший кладбищенский глинозем (немыслимое/невыразимое) еще не отделены друг от друга границами, а философствование тождественно самой жизни, жизненному миру, жизненному импульсу.
Отправляясь в экзистенциальное путешествие на край ночи, я осмелился спросить себя: кто я - раб или хозяин самого себя? И ответ привел меня в ужас! Я вывел на свет ад, о котором даже не подозревал. Мой фильм - кровь жертвенного барашка, которой развязывают язык прорицателю Тиресию, но разве не доказал я своей судьбой простую истину: чужого зла не бывает, зло априори мое, ибо падший дух не нуждается в постороннем. Падший дух счастлив со мной. Падший дух - однолюб....
О фильме:
Название: «HEIDEGGER» /«ХАЙДЕГГЕР».
Год: 2024
Сценарист, режиссёр, оператор, художник, монтажёр, звукорежиссёр, корректировщик света и цвета, продюсер и исполнитель роли "Автора": Юрий Кузин
Возраст: 61
Страна/город: Россия/Санкт-Петербург
Производство: индивидуальный автор без участия государства и бизнеса
Номинация: полнометражный игровой (художественный) фильм
Продолжительность: 74 минуты
Возрастное ограничение: 16 +
Жанр: психодрама по методу Дж. Л. Морено.
Ссылка на просмотр фильма предоставляется автором фестивалю в личной переписке или в заявке на участие:
Открывая эту ссылку, я, представитель кинофестиваля, гарантирую, что ссылка не будет передаваться мной третьим лицам, распространяться в социальных сетях, а также использоваться для тиража фильма «HEIDEGGER/ХАЙДЕГГЕР» на любых носителях и любым способом. Мне известно, что у фильма имеется Прокатное удостоверение от Министерства культуры Российской Федерации за № 111020624 от 20.06.24. Мне известно, что любая публикация без разрешения правообладателя нарушает его авторские права и преследуется по закону.
Контакты:
Юрий Кузин isjuminka@yande.ru, +7(921)369-34-02
Фестивали и призы:
2024 — Российская премьера «HEIDEGGER/ХАЙДЕГГЕР» состоялась в Доме кино (Санкт-Петербург) 2 октября 2024 года[33]
2024 — мировая кинопремьера и номинация в категории лучший художественный фильм на МКФ San Lorenzo Film Festival (Парагвай)[36]
2025 — номинация в категории лучший международны художественный фильм на МКФ Russian Film Festival South Africa International (ЮАР, Кейптаун)
2025 — номинация в категории лучший философский фильм (полуфиналист) на МКФ Cannes World Film Festival (Франция)
2025 — почётное упоминание жюри в категории лучший полнометражный фильм на МКФ Folkestone Film Festival (Британия, графство Кент)
2026 — номинация в категории лучший международный фильм на МКФ Festival de Cine Antigua (Гватемала)
О себе:
В отличие от многих картин, заявленных на российском кинорынке, как "независимых", но, по сути, созданных студиями, с участием продюсерских денег, с громоздкими съёмочными группами, при финансовой поддержке Министерства Культуры РФ, мой полнометражный фильм не связан обязательствами ни с чиновниками, ни с банкирами. Его создавали двое, — Ю.В.Кузин, совмещавший функции: сценариста, режиссёра, оператора, художника, монтажёра, звукорежиссёра, корректировщика света и цвета, продюсера и актёра, сыгравшего заглавную роль, и — Господь Бог, — который выглядывает из-за плеча автора и отбрасывает тень в кадр. Роль режиссёра в таком дуэте предельно конкретна: взять сухую ветку и отчертить контуры этой тени, чтобы зритель, отважившийся пойти смотреть фильм автора-одиночки, узнал Бога по призрачному рисунку на земле.
Я поступил во ВГИК в 1994 году с 8-й попытки. Меня дважды исключали из числа студентов: первый раз за финансовые долги. Второй – за двойки, которых я не получал…Настоящая причина была в другом. Узнав, что институт тайно продаёт «Левшу» в обход сценариста и режиссёра, чьи авторские права будут нарушены, я запретил сделку, пригрозив подать в суд на виновников. А вскоре меня отчислили во второй раз за неуспеваемость, но я всегда был в числе отличников. Я снял фильм о детстве Гитлера в аудитории № 218, где выстроил декорацию квартиры Алоиса Гитлера, отца Адольфа. По ночам, когда институт закрывался, я забирался в каменную нишу на высоте двух метров над полом. В этом гробу я провел три зимних месяца. И однажды, когда я ужинал и гремел тарелками, охранники решили проверить класс. Они ворвались. А я, как древесный жук, забился в щель под потолком. Охота началась. А когда ругательства и угрозы не смогли выманить меня из укрытия, охранники устроили «психическую атаку». Выстроившись в цепь, они медленно обошли аудиторию, околачивая ломами мебель и обещая снять шкуру с того, кто бежал, но застрял в кроличьей норе. Я едва не испустил дух от страха. Но Бог отвёл беду! Почему? Да затем, чтобы спустя 25 лет я снял «ХАЙДЕГГЕРА».
Кадры из фильма...