24,8K подписчиков

XIX век в Российской империи: как строились города

Узкоспециализированные журналы получили своё распространение в России в связи с научно-техническим прогрессом. Уже в 1873 году организованное Александром Лодыгиным «Товарищество электрического освещения» провело опыт по освещению улиц Петербурга лампами накаливания, устанавливаемых в газовые фонари.


Многое менялось в облике северной столицы с начала XIX века: строительство и
архитектура быстро менялись и совершенствовались. Всё активнее требовались
толковые архитекторы и строители, и на этой волне открывались школы черчения, рисования, скульптуры. Одним из двигателей архитектурного искусства стал журнал «Зодчий».

«Зодчий» выпускался с 1872 по 1924 гг. в Санкт-Петербурге в типографии Императорских театров Эдуарда Гоппе. Инициатором издания и первым главредом журнала стал Иероним Севастьянович Китнер – русский архитектор и академик Императорской Академии Художеств. Ровно через 150 лет одно из изданий под его началом пришло к нам в мастерскую на реставрацию.

Журнал был оформлен в виде книги с плотной картонной обложкой. Со временем вся её поверхность истёрлась так, что буквы и изображение еле угадывались, а часть элементов обложки и корешка вообще отсутствовали. По согласованию с заказчиком мы решили изготовить новый переплёт, в точности повторяющий оригинальный.

На новый крепкий картон мы перенесли все исходные данные, а на полукожаном корешке оттиснили золотой фольгой вензеля и название журнала. Оформили форзац и нахзац в контрастирующем тёмном цвете. При всей своей простоте и строгости внешний вид издания обрёл неповторимое очарование и уникальную красоту, выстроенную изящными линиями.

В «Зодчем» публиковались статьи об архитектуре и строительном искусстве. Освещались вопросы в сфере технического образования, строительного законодательства, городского благоустройства. Был раздел и о выставках, биографиях выдающихся архитекторов, а также полезные заметки о тех или иных строительных или художественных материалах: как новых на рынке, так и старых, но усовершенствованных.

Путешествуя по статьям «Зодчего», мы наблюдаем эволюцию архитектурного искусства. Так, будто российские города строятся у нас на глазах, а мы, люди из будущего, открываем их историю заново.