136,6K подписчиков

ВСМ Москва – Петербург: определились с вагонами, но непонятно будут ли пассажиры

5,3K прочитали

Свежие новости о ВСМ Москва – Петербург: определились с классами вагонов и с перевозчиком, но непонятно, как пройдет магистраль. От этого напрямую зависит пассажиропоток: если промахнуться с трассой, перевозки будут убыточными и платить «неустойку» придется регионам. Среди них уже есть недовольные.

Свежие новости о ВСМ Москва – Петербург: определились с классами вагонов и с перевозчиком, но непонятно, как пройдет магистраль.

В бизнес-классе с ветерком

Четыре вида рассадки предусмотрено в высокоскоростных поездах Москва – Петербург. Первым в составе станет вагон первого класса: всего там будет 21 место, из них 15 пассажирских, 4 – в переговорном купе и 2 – в сьюте на двоих, сообщает «Фонтанка».

Во втором вагоне разместится «бизнес-класс» с рассадкой 2+2 на 68 человек.

Третий, шестой, седьмой и восьмой вагоны — это «комфорт-класс» (2+2) с игровой комнатой в одном из них (от 50 до 72 пассажиров).

Четвертый и пятый — «стандарт» (3+2) на 52–83 пассажира.

Всего в восьмивагонном составе будет 454 места.

Свежие новости о ВСМ Москва – Петербург: определились с классами вагонов и с перевозчиком, но непонятно, как пройдет магистраль.-2

Производителем вагонов назначен машиностроительный холдинг «Синара – транспортные машины». Договор на поставку двух головных образцов уже подписан. К 2028 году нужно будет представить 28 уже сертифицированных составов. А всего для ВСМ понадобятся 66 поездов. Такой поезд будет способен разгоняться до 400 км/ч. В каждом составе смогут разместиться 454 пассажира, а поезда можно будет сдваивать.

Пока — под крылом метрополитена

Еще одна новость: стало известно, какая компания будет заниматься перевозками по ВСМ. Это ООО «ВСМ-400» с уставным капиталом 150 млн рублей, зарегистрированное в апреле 2024 года. Владельцем компании является ГУП «Московский метрополитен».

Гендиректором назначена Маргарита Колосова. Ранее она занимала пост заместителя начальника службы инвестиционного развития Московского метрополитена, а в последнее время работала начальником центра анализа данных Департамента транспорта Москвы.

Принадлежность столичной подземке временная, утверждают собеседники «Фонтанки»: по их данным, в будущем ООО «ВСМ-400» передадут под контроль РЖД

Будут ли пассажиры?

На главный вопрос – будут ли пассажиры на ВСМ? – пока ответа нет.  Чтобы на него ответить, надо знать, как именно пройдет магистраль. Но пока даже не решено, будет ли она заходить непосредственно в Тверь и Великий Новгород или останется на окраинах.

Низкий пассажиропоток – один из главных финансовых рисков при строительстве ВСМ. Его нужно предусмотреть. Поэтому сейчас в соглашении о концессии скрупулезно прописываются права и обязанности сторон.

Строить линию по концессии будет компания «ВСМ Две столицы». В число ее учредителей войдут регионы, по территории которых пройдет ВСМ. Каждый из них сделает взносы в капитал компании, наряду с РЖД. В случае, если пассажиропоток в конкретных областях будет снижен, эти области будут доплачивать за непришедших пассажиров. Иначе в рамках концессии «отбить» расходы невозможно.

Смольный недоволен

На практике это выглядит так, объясняет «Фонтанка»: к примеру, в первый год пассажиропоток составит порядка 23 млн человек. Из них 10,3 млн (45%) — москвичи, 9,4 млн (41%) — петербуржцы, 2 млн (9%) — тверичане, 1,1 млн (5%) — новгородцы, по 30–40 тысяч обеспечат Московская и Ленинградская области (десятые доли процента).

Если считать, что эти расчеты релевантны, то 86% выплат за нехватку людей падают на две столицы. Получается, что при небольшом падении пассажиропотока Москва и Петербург будут ежегодно платить 3,9 млрд и 3,5 млрд рублей соответственно, а при 15-процентном — 5,8 млрд и 5,2 млрд соответственно.

Свежие новости о ВСМ Москва – Петербург: определились с классами вагонов и с перевозчиком, но непонятно, как пройдет магистраль.-3

Москва платить готова, Ленобласть тоже, но выставила ограничение — 10 млн рублей. А вот Петербург не хочет переплачивать. По информации «Фонтанки», Смольный считает, что правильнее будет распределять риски в зависимости не от числа отправленных пассажиров, а от вклада в уставный капитал компании. Тогда на Петербург придется лишь 9,1%, а не 40,9%.

Чтобы не бояться ухода пассажиров, надо допускать, что люди будут готовы платить за двухчасовую поездку из Петербурга в Москву 8,9 тысячи — 9,8 тысячи рублей в первые годы существования ВСМ, предпочитая ее самолету и «Сапсану» за 4–6 тысяч. Насколько это осуществимо, пока непонятно.

Напомним, что запуск ВСМ Москва-Петербург планируется в 2028 году. Добраться из Москвы до северной столицы можно будет за 2 часа 15 минут.

Наталья АЛЯКРИНСКАЯ

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.