Найти тему
1520. Все о ж/д

Как выглядит сегодня узкоколейка в Северодвинске из списка ТОП-10 Forbes

Кудемская узкоколейка – одна из немногих узкоколейных железных дорог в России, где сохранились пассажирские перевозки. Один раз в день поезд везет пассажиров из поселка Белое Озеро в Северодвинск, а вечером возвращает обратно. В 2010 году Forbes включил дорогу в ТОП-10 самых живописных дорог мира. Мы проехали ее и посмотрели, как она выглядит летом 2024-го.

Северодвинск – некогда закрытый город на берегу Белого моря. Здесь производят подводные лодки. На окраине Северодвинска начинается Кудемская узкоколейная железная дорога, но ее назначение никак не связано с секретными оборонными предприятиями. Ее построили в 1949 году как лесовозную. В лучшие годы длина дороги превышала 100 км. Сейчас на поезде можно проехать около 30 км.

Кудемской дорога названа по названию местной реки Кудьмы.

Дорога функционирует преимущественно для жителей поселка Белое Озеро. Зимой туда можно доехать на машине по зимнику. А летом единственный путь – по узкоколейке. 30 км поезд проходит за полтора часа.

-2

Для туризма дорога не предназначена. Поезда со станции Водогон (расположена в Северодвинске, до которого можно добраться на поезде из Москвы или Архангельска) уходят по вечерам. Чтобы на следующий день вернуться в город, нужно переночевать в Белом Озере. Гостиницы там нет. Только частные дома.

Туристические группы здесь тоже большая редкость. Нам удалось посетить дорогу только благодаря проекту «Поезд напрокат». Организаторы «заказали» поезд специальным расписанием – с утренним отправлением из Северодвинска и вечерним прибытием обратно. Всю дорогу проехали с остановками в наиболее живописных местах.

-3

В нашем поезде – один открытый и один закрытый вагон. Пассажиров летом возят в таких же. А вот зимой открытый вагон отцепляют.

-4

И вместо открытого вагона подцепляют закрытые, но уже зеленые.

-5

Актуальное расписание представлено не по-железнодорожному, но понять его можно.

-6

Рядом с входной дверью в вагон – поэзия.

-7

Такие вагончики можно увидеть во многих городах России на детских железных дорогах, ширина колеи которых – те же 750 мм. Детские «железки», очевидно, эксплуатируются только летом, поэтому отопления вагонам не хватает. Вот и поставили здесь дополнительно такую печку.

-8

Кстати, видите в ведерке слева лежит колода карт? В репортаже ТАСС за 2021 год написано, что пассажиры в пути следования, чтобы скоротать время, играют в дурака.

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Поезд петляет среди лесов, болот и озер Архангельской области и курсирует без остановок.

-10

Тепловозов тут несколько. Нам достался ТУ8. Идет, в среднем, со скоростью 25 км/ч, что немало по меркам узкоколейки.

-11

Внутри машинисты все дооборудовали сами. Есть буржуйка и обязательный чай – без него, как известно, в России не едет ни один поезд.

-12

Депо находится не в Северодвинске, а в Белом Озере, так что не удивительно, что ночуют вагончики именно здесь.

-13

В Белом Озере есть вокзал.

-14

А для нас, туристов, по прибытии в Белое Озеро – обед от организатора. Мы пришли к выводу, что в Архангельске знают толк в пирогах, особенно с рыбой.

-15

Во всех статьях про Кудемскую железную дорогу не без гордости написано, что Forbes включил ее в ТОП-10 самых красивых железных дорог планеты.

Мы проверили: правда включил, и вот эта статья.

«Пассажирский поезд представляет собой небольшой локомотив, два крытых узких вагончика с печками-буржуйками и одну-две “обрешетки” — так тут называют открытые деревянные платформы с двумя длинными скамейками. В хорошую погоду лучше всего ехать именно там — и смотреть по сторонам», – пишет Forbes.

-16

Не станем умалять достоинств Кудемской узкоколейки, но в рейтинг, видимо, она попала именно потому, что журналист прокатился здесь, а не по какой-то другой дороге.

«Поезд не спеша, со скоростью 30 км/ч, едет сначала мимо дачных поселков, а потом начинаются спокойные северные пейзажи с лесами и озерами. Полосы отчуждения практически нет, и деревья подступают так близко, что порой кажется, будто поезд едет по лесной тропе. Через полтора часа – станция Белое Озеро, поезд дальше не идет, но путь до станции Палозеро можно продолжить на мотодрезине. Их у местных жителей довольно много, несколько десятков. Кстати, от Водогона можно доехать на ней же – летом, особенно в пятницу вечером, дрезины отправляются каждые пять-десять минут: люди едут на дачи, на рыбалку и по грибы. А в воскресенье вечером и даже ночью так же, одна за одной, едут обратно», – пишет журналист Forbes в 2010 году.

Четырнадцать лет спустя ничего не поменялось.

В Белом Озере тепловоз обгоняет наши вагончики, подцепляется с обратной стороны, и без остановок везет нас через лес обратно в Северодвинск.

-17

В узкоколейках есть свой шарм. Их осталось совсем немного, но пока они существуют нужно ловить момент и кататься по ним – самостоятельно или в составе групп энтузиастов-любителей. Ведь неизвестно, сколько еще будут жить деревни, ради которых и сохраняется узкоколейное движение в России.

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.